Рыбий жир ленинградских речных

Рыбий жир ленинградских речных thumbnail

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.

История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.

Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.

Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное. Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой. Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.

Стихотворный размер: четырехстопный анапест.

Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.

Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.

Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек». В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных». Они создают не самые приятные ощущения.

Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.

  • Следующий стих → Осип Мандельштам — Бессонница, Гомер, Тугие паруса
  • Предыдущий стих → Осип Мандельштам — Когда удар с ударами встречается

Читать стих поэта Осип Мандельштам — Ленинград на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

article465605.jpg

«Ленинград» 

 ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~ 

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Декабрь 1930

 Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград»

Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях. Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, но, сменив имя, остался все тем же величественным, красивым и удивительно притягательным городом для поэта.

В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев. Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках. Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.

Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек. Она из таких коммуналок стала домом и для Осипа Мандельштама с супругой. Но поэт был по-настоящему счастлив, пообещав себе, что больше никогда не покинет этот удивительный город. Тем не менее, в 1930 году ему пришлось по просьбе члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина отправиться в командировку на Кавказ, где поэт, к тому времени уже практически переставший писать стихи, проводит несколько месяцев. По возвращении из командировки он создает стихотворение «Ленинград», в котором не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь.

Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей» дарит поэту давно забытое чувство умиротворения. Тем не менее, автор ощущает себя в родном городе чужестранцем, который словно бы совершил путешествие во времени, зловещее и необратимое. Обращаясь к любимому городу, поэт заявляет: «Петербург, я еще не хочу умирать». Он словно бы предвидит свою судьбу и предчувствует, что стрелка часов, именуемых жизнью, лично для него уже начала свой обратный отсчет. Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса». Последнее образное выражение, к сожалению, не является преувеличением, так как большинство друзей юности автора давно уже нашли свой последний приют в болотистой питерской земле. А их квартиры, знавшие звонкий смех и жаркие споры литераторов, теперь служат пристанищем для вчерашних крестьян, которые даже понятия не имеют о том, чьи именно занимают апартаменты.

Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».

Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.

Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!

У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

 Алла Пугачева — Ленинград

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Культура

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Коллекция перемен». В экспозиции представлены работы художников ленинградской школы живописи. И поскольку период, когда создавались эти работы, ограничен второй половиной прошлого века – временем самых больших надежд и разочарований жителей страны, которой больше нет, – то у некоторых посетителей они, безусловно, вызовут чувство ностальгии…

Рождённая в юбилей

Работы для этой экспозиции предоставлены музейно-выставочным центром «Петербургский художник». Он был открыт в 2005 году, и сегодня в его фондах находятся произведения более сорока художников, которые работали в Ленинграде во второй половине XX века.

– Наш музей существует уже 14 лет, и за это время в нём прошло более сорока персональных выставок, – отметила координатор выставочных проектов центра «Петербургский художник» Инна ВАУЛИНА. – Мы выбрали достаточно узкое направление – ленинградские художники второй половины XX века, благодаря чему нам удалось более детально исследовать само явление ленинградской школы живописи и найти среди работ настоящие шедевры.

Передвижная выставка «Коллекция перемен» родилась в 2015 году, когда «Петербургский художник» отмечал свой десятилетний юбилей. В неё вошли наиболее показательные работы из фондов музея, способные продемонстрировать зрителю особенности ленинградской реалистической школы живописи. С тех пор экспозиция не прекращает своего триумфального шествия по стране: за два года она посетила более двадцати городов России, в том числе Москву, Тверь, Владимир, Великий Новгород.

– Нам хочется, чтобы как можно больше людей могли познакомиться с этим явлением в отечественном искусстве, – продолжает Инна Ваулина. – Здесь представлены работы разных авторов, выполненные в различных жанрах: пейзажи, портреты, натюрморты, этюды и эскизы к картинам. Тематика произведений тоже весьма разнообразна. Но главное – благодаря этим работам перед зрителем возникает собирательный образ, раскрывающий характер целой эпохи…

Машина времени

Итак, что же это за явление такое – ленинградская школа живописи? В чём его характерные особенности и неповторимый стиль? Разбираемся вместе с Инной Ваулиной.

– Все авторы представленных на выставке работ объединены прежде всего общей академической школой. Я имею в виду Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который окончил практически каждый из них. И главное отличие художников ленинградской школы – в их следовании академической традиции реалистической живописи. Мироощущение и поэтика русского искусства здесь обретают естественную, простую человеческую интонацию, искренность чувств и умение выразить их с достоинством и в высшей степени профессионально.

Ещё одна отличительная особенность ленинградских живописцев – работа с цветом. Он так же неярок и скромен, как сама северная природа. И в то же время богат множеством тонких оттенков, с которыми умело экспериментируют мастера. Кроме того, в большинстве произведений, безусловно, прослеживается влияние французского импрессионизма, поскольку тенденция к изучению живописной манеры европейских художников определилась ещё в начале XX века – в самый момент зарождения того явления, которое позже оформится в ленинградскую школу живописи.

– Можно сказать, что это явление сформировалось под влиянием двух основных факторов: места и времени. При этом и место, и время здесь имеют более сложную семантику, чем простое определение города и лет.

Время в искусстве вообще отражается по-своему. И ценность реалистического направления ещё и в том, что созданные произведения остаются как бы свидетелями уходящих лет, людей и событий, которые становятся историей. Тем более когда речь идёт об истории Ленинграда – города, которого уже нет…

– Ленинградская школа реалистической живописи – это эмоциональная сдержанность и глубина чувств, созерцательность и ясность выражения мысли. Принципиально жизнеутверждающий подход к отражению окружающего мира, почти документальная достоверность образов вместе с их символической интерпретацией дают эффект вневременного и всепространственного путешествия в поисках гармонии и утверждения её.

Личный вклад

В «Коллекцию перемен» вошли работы Александра Романычева, Василия Борисенкова, Михаила Ткачёва, Эдварда Выржиковского, Энгельса Козлова, Виктора Коровина и других ярких представителей ленинградской школы. К сожалению, нет возможности рассказать здесь о каждом из них, но на паре персоналий всё же остановимся.

Прежде всего, смоленским любителям живописи будет, безусловно, интересен Эдвард Выржиковский. На выставке представлен его натюрморт «Запах весны». Но дело в том, что ещё одна работа этого автора находится в постоянной экспозиции Художественной галереи Смоленского музея-заповедника, так что у внимательного зрителя есть возможность сравнить.

– Конечно, почерк Эдварда Выржиковского узнаваем, – считает Инна Ваулина. – Узнаваема манера письма, колорит. Это был автор, обладавший особой цельностью образного видения мира. Реалистическая традиция дополнялась у него интонацией доверительного отношения к изображаемому.

Начало творческого пути Эдварда Выржиковского во многом типично для его коллег-сверстников. В возрасте двух лет мальчик с родителями переезжает из Иркутска в Ленинград. Рано обнаружившиеся художественные способности, желание стать живописцем, затем война, блокада. Позже – постепенное возвращение к мирной жизни, учёба в художественной школе, в институте имени М.Е. Репина.

По мнению искусствоведов, Выржиковский был чуток и к гармонии ландшафта, и к красоте предметов. Для его натюрмортов особенно характерны открытые, звучные цветовые акценты. Заметен и интерес художника к импрессионистической свободе письма, что проявляется в артистизме мазка, обозначающего форму цветка…

Ещё один яркий представитель ленинградской школы – Виктор Коровин, чья знаменитая фамилия привлекает многих посетителей выставки. Его работы – это как раз иллюстрация сильного воздействия гения места. Легендарный город на Неве с его историей, архитектурой и особенным светом стал источником постоянного творческого вдохновения для художника.

– Коровин любил писать с натуры, неизменно находя в городской и природной среде нечто особенное и волнующее, что он умел передавать с тонким чувством деликатного колориста, – говорит искусствовед Анастасия ГАФАРОВА. – Ценность его небольших по размеру, но ёмких произведений – в мастерстве, с которым Виктор Коровин умел создать нечто более глубокое и цельное, чем просто пейзаж…

Впрочем, остальные авторы работ из «Коллекции перемен» тоже достойны того, чтобы смоляне лично познакомились с их произведениями, приняв для иммунитета «рыбий жир ленинградских речных фонарей». Выставка будет работать до 28 апреля.

Фото: Дмитрий Прудников

Ольга Суркова

Источник