Применение рыбьего жира на рыбалке

На своём канале ранее писал, как можно увеличить уловы рыбы при использовании соли в поролоновых рыбках. Сегодня хочу поделиться с читателями, как можно те же самые поролонки сделать вкуснее с помощью рыбьего жира.

С детства помню, как в советское время родители по очереди приносили в детский садик рыбий жир и воспитатели нас каждого перед обедом пытались заставить проглотить ложку витамина D. Не все дети без слёз могли проглотить эту гадость. Сейчас в любой аптеке можно купить рыбий жир не во флакончиках и пузырьках, как раньше, а виде драже, которые нынешние дети проглатывают спокойно, если их не раскусят зубами.

Драже с рыбьим жиром продаются в различных упаковках. На рыбалке достаточно остриём крючка проткнуть 1-2 горошины и смазать тело поролонки. Рыбий жир жирный (маслянистый) долго не смывается с поролоновой рыбки и её хватает почти на всю рыбалку, если не оторвать при зацепе. После рыбалки эту поролонку лучше положить отдельно от остальных приманок, чтобы не измазать их. Уж больно плохо рыбий жир смывается с поролонки и рук в холодной воде.

По мнению различных рыболовов однозначного мнения на счет повышения уловистости приманки намазанной или частично пропитанной рыбьим жиром нет.

Фото автора.

У некоторых рыболовов есть своё мнение по полезности рыбьего жира в рыбалке, даже у тех, кто его не применял никогда. При разговоре с ними по некоторым вопросам вижу, что на самом деле рыбий жир в рыбалке никогда не применяли, а рассказывают о другом. Хочу с рыболовами поделиться собственным опытом его применения в рыбалке.

Рыбий жир. Из названия понятно, что приманка жирная и вязкая. Жир с рук отмывается плохо, а с рыхлой поролонки тем боле, а значит, речная вода его быстро не смоет. В теплой воде жир смыть удаётся лучше, чем в холодной, думаю, что с этим никто спорить не будет. Так вот в холодной воде рыбий жир с приманки смываться не будет и особого толку от него не будет точно, ведь хотелось бы , чтобы от приманки шел шлеф запаха и вкуса, привлекающего к приманке рыбу.

Летом по тёплой воде смываемость жира с приманки будет выше. Вот вроде бы время, когда рыбий жир проявит себя, но летом в жару ожидаемого прироста улова от использования рыбьего жира почему-то у меня не случилось. Вот, когда жара спадала и вода начинает холодеть, то рыбий жир на хищника начинает действовать положительно, но тоже до определённой температуры воды, когда он начинает густеть и быть практически бесполезным.

Кстати, рыбий жир и по вкусу и по вязкости выпускается разный, поскольку изготоавляется из различных видов рыб и частей их тела, поэтому есть возможность подобрать его под разную температуру воды и улучшить уловистость поролонок.

Разный рыбий жир можно применять, как лыжников разную смазку, предназначенную для лыж (под любую погоду). Вот поэтому с рыбьим жиром можно смело экспериментировать.

Всё бы ничего, но пропитанная жиром поролонка в тепле пачкает отсек коробки и соседние приманки, а также руки рыболова. Приходится с собой носить тряпочку, чтобы вытирать руки (рыбий жир водой смывается плохо, особенно холодной. «Волшебная тряпочка» серьёзно облегчает жизнь спиннингиста. Пачкающая способность рыбьего жира на приманке вскоре отворотила меня от его использования, несмотря на то, что при средней температуре воды рыбий жир некоторое время давал хорошие результаты.

Вообще-то хищная рыба нерестится раньше другой рыбы, по более холодной воде, а «мирная» рыба мечет икру, когда вода прогреется более сильно. Перед нерестом осенняя уклейка очень жирная. После нереста щука и судак охотно питаются жирной уклейкой. В это время рыбий жир и нужно использовать, но это время попадает на нерестовый запрет при ловле на спиннинг. Зато осенью с похолоданием воды, примерно с конца августа до середины октября, рыбий жир даёт хорошие результаты. В более южных районах, возможно, он будет хорошим помощником и более длительное время.

Фото автора.

Вот в это время и должен хорошо работать правильно подобранный рыбий жир. Осенью рыба тоже стремиться накопить жирок и хищник активизируется. Опять же рыбий жир на приманке помогает становиться ей более уловистой, но до определённой температуры воды, пока жир не перестанет смываться с приманки и не начнёт густеть. Вот поэтому и следует подбирать жир в аптеках менее густой и жирный. А как определить? Только «методом научного тыка» через пробы и ошибки.

Не все рыболовы задумываются об этом, поэтому, наверное, и выводы о пользе или бесполезности рыбьего жира у них противоречивы. Всё дело в том до какой температуры воды он будет смываться с поролонки. Кстати, тоже самое происходит и с другими кремами-усилителями вкуса, прожающимися в рыболовных магазинах. Пробуйте, экспериментируйте.

Ранее я писал статью о том как положительно влияет соль на поролоновые рыбки.

Фото автора.

Пока писал статью, то появилась идея на летней рыбалке посолить рыбий жир погуще, потому как по идее соль легче вымывается из поролонки в воде и приманку часто приходится макать в концентрированный раствор соли. Если же в рыбьем жире растворить пищевую соль, то соль будет улетучиваться из приманки медленнее, а рыбий жир быстрее. Эврика! Надо будет попробовать.

Читайте также:  Рыбий жир в пакете

Предлагаю прочитать статьи: «Как увеличить уловы при ловле на силиконовые приманки.» ,

«От чего зависит уловистость поролоновых рыбок и как повысить их результативность.»,

«Одно из лучших грузил для отводного поводка — грузило Балеринка.»,

«Уловистая приманка для отводного поводка — самодельная облегченная вертушка.»,

«Как на отводной поводок с воблером поймать рыбы больше и уберечь приманки от обрывов.»,

«»Дедовские» приёмы улучшения колебалки, позволяющие успешнее ловить щук.».

Если понравилась статья, то не забывайте подписываться на канал и ставить лайки!

Фото автора

Мягкие приманки со вкусом и запахом давно уже стали стандартом де-факто. Мы покупаем пакет с силиконовыми твистерами или рипперами, которые уже соусированы или покрыты какой-нибудь солью. А как дела обстоят с поролоновыми рыбками?

Не секрет, что пористый поролон, особенно когда он не запекается в формах, а вырезается ножницами – идеальный материал для удержания запаха.

Вообще, вопросом запаха приманок, в частности поролоновых рыбок, я начал заниматься давно. Скажу по секрету, я даже одно время носил с собой пузырек с телячьей кровью и пропитывал ей поролоновых рыбок. Все, что я помню от тех экспериментов, это то, что однажды я забыл этот флакончик положить в холодильник, и через пару дней он дал о себе знать не только мне, но и всем моим домашним своим едким запахом тухлятины. Но вопрос о запахе приманки оставался открытым, и я продолжал искать не только эффективное, но и удобное в использовании средство. Ведь не секрет, что в воде запах распространяется очень сильно и рыба его чувствует на расстоянии. На запах сплываются не только акулы в море. В пресной воде запах привлекает не только раков, а и налимов, и всех карповых. А раз так – значит, и остальной пресноводный хищник должен в той или иной мере реагировать на запах. Ведь «ловля на тампакс» действительно имеет место быть! Вера в эту идею у меня закрепилась, когда однажды, сидя в одной лодке с американским рыболовом Джоном Спрингером, я увидел, как он нарочито помазал поролоновую рыбку о только что пойманного судака, давая понять, что и он думает, что это должно положительно повлиять на активность клева.

В поисках природного аттрактанта я забрел в аптеку, чтобы приобрести рыбий жир для продолжения своих изысканий на этом поприще. Как оказалось, рыбий жир давно уже продается не в бутылочках, а в желатиновых драже различной формы. Более того, специально для детей продается рыбий жир со всевозможными добавками, например с чесноком. Но я, опять же ради удобства, выбрал небольшую баночку, в которой было 100 драже с рыбьим жиром, в основу которого входил именно лососевый, а значит очень пахучий рыбий жир.

Удобство этих драже заключалось в том, что достаточно достать одну желтую дробинку, проколоть ее крючком и выдавить на поролон. Все! Это гораздо удобнее всяких пузырьков. А раз так, я продолжил свои эксперименты и просил мне посодействовать моих « безнадежно больных» товарищей по увлечению.
После двух лет испытаний в самых различных условиях можно подвести некоторые итоги.

Самым главным из них я считаю то, что рыбий жир отнюдь не является панацеей от бесклевья. Размер приманки, правильная ее подача, скорость проводки – намного сильнее сказываются на результативности, чем запах. В остальном рыбий жир помогает иногда расшевелить неактивного судака на «рабочей точке». То есть в том месте, где обычно судак ловился, но по каким-то причинам к приманкам равнодушен – есть смысл попробовать пробудить у него аппетит пахнущим рыбьим жиром поролоном.

Для меня очень показательным был случай, когда мы летом с товарищем отправились на Дон ловить судака с лодки. Я предварительно обзвонил своих знакомых, кто рыбачил в тех местах, и узнал, что судак очень пассивен и за весь день можно увидеть 3-4 поклевки, вымучить своих 1-2 судачков, и это на проверенных рабочих точках. Мы все равно поехали именно в те места (около хутора Вертячий) и уже через три часа ловли убедились, что товарищи по увлечению не лгали. Действительно, на наших заветных местах мы увидели по 1-2 невнятных потычки, и Володя таки засек небольшого судачишку. Мы пробовали ловить судака и на свалах, и в корягах на значительной акватории – все без толку. Оставалось только одно – стать на заведомо рабочей точке и терпеливо дождаться «выхода» судака. Что мы и сделали.

Став на якорь в заветном месте, мы безрезультатно полоскали приманки минут сорок, поглядывая на часы. Ну когда же судак проголодается? Уже в 10:30 я предложил Володе провести эксперимент с рыбьим жиром, однако, этот эксперимент не мог бы считаться чистым, ибо любой выход судака мы могли бы засчитать «в пулю» пахнущему поролону. Мы решили подождать еще 45 минут и начать пропитывать рыбок в 11:30.

Читайте также:  Рыбий жир при атеросклерозе сосудов сердца

Какого же было наше удивление, когда уже на третьей проводке я подсек судака на 2.5 кг! На следующей проводке я эту поролонку оторвал на зацепе. Дальше – еще интереснее! Володя начал ловить судаков одного за другим, причем его поролоновая рыбка не была ничем пропитана. Мы в тот день сняли с того места 12 судаков, и это после того, как наши товарищи видели за весь день, включая это место, по 3-4 поклевки, как мы за полдня!

Еще один случай, когда рыбий жир «выстрелил» очень ярко. Повадились как-то мы с соседом ездить на Ахтубу в конце дня на вечерний выход хищника. Приезжаем, становимся на свои излюбленные пристрелянные места и тупо долбим поролоном, пытаясь обследовать каждый дециметр вверенного участка. Два дня у нас получалось неплохо. Мы ловили минут за сорок своих 3-4 судачков или щучек и довольные уезжали домой, благо от нашего микрорайона до Ахтубы всего каких-то 20-25 километров. Однажды случилось так, что мы не увидели на привычных местах своих «законных» поклевок и в недоумении сблизились, мучаясь в догадках о причинах бесклевья. Вдруг Валера говорит, что, как назло, еще и забыл рыбий жир взять с собой. Оказывается, он с некоторых пор постоянно его с собой носит и не ленится пропитывать им рыбок. Я легко поделился с ним заветными капсулами, мы одновременно пропитали своих рыбок и уже на втором забросе вываживали по судаку. Изумлению нашему не было предела.

Спросите у любого спортмена или продвинутого спиннингиста – они вам скажут, что рыба делится на активную и пассивную. Обычно принято для достижения наибольшего результата вылавливать активного хищника, а потом уже браться за пассивного. Так вот, когда я с одного места вылавливаю двух-трех судаков и место «замолкает», я пытаюсь его тут же расшевелить запахом рыбьего жира. Иногда мне это удается, иногда нет, но когда нахожусь на уже «пристрелянной» точке, совсем не спешу с нее уходить, а делаю контрольных 5–6 проводок поролонкой с рыбьим жиром.

Что же касается других спиннингистов, кто пробовал использовать рыбий жир – мнения разделились. Некоторые скептически к нему относятся, но считают, что рыбий жир никак не сказывается на клеве, а соответственно и не вредит. Другие приняли аптечный антрактант на вооружение и с успехом его используют, называя их по аналогии с моим никнеймом в Интернете «Мамбины шарики».

Еще в моем арсенале появился аттрактант Mega Strike, но, честно говоря, я ни разу им еще не пользовался. А вот об аттрактанте Sensas могу рассказать нечто забавное.

Однажды рыбачили мы с Андреем Архиповым из Каменск-Шахтинского, и я заметил, что на свои поролонки он брызгает каким-то спреем. Естественно, я тут же учинил допрос с пристрастием, мол, что это за аттрактант, давно ли пользуется и с каким успехом. Андрей — опытный спиннингист, и у меня нет оснований ему не доверять. Однозначного ответа, естественно, я не получил, но у него создалось впечатление, что этот аттрактант избирательно привлекает судака. Согласитесь, странный эффект. Однако пару раз я сам стал свидетелем этой странности. Уже вечером этого же дня мы джиговали на стрелке Банный-Митинка-Харабалык в Астраханской области. Непонятно по какой причине на мои поролонки «вешались» исключительно окуни, а у Андрея — исключительно судаки. Поролонки у нас были одинаковые, разница – только в аттрактанте.

Буквально через две недели мы с ним же оказались на Волге в районе Соленого Займища в Астраханской области и нашли щучье место. У нас уже было три поклевки и две щуки на кукане, когда Андрей опять спрыснул свою поролонку спреем Sensas. Удивительно, но на этом щучьем месте единственного судака поймал именно Андрей.

Конечно, скажете вы, это может быть обыкновенной случайностью, и я легко соглашусь с вами, только вот рыбачу я в месяц дней 10 минимум, и поверьте: некоторые сюжеты рыбалок выбиваются из ряда привычных и оседают в памяти, пополняя личную практику интересным содержанием, которым, собственно, и хотелось поделиться с другими рыболовами.

Алексей Коломиец
27 октября 2014 в 13:27

Источник

Хорошо известно, что для ловли в период, когда температура воды не превышает 10-15 °C, в качестве привлекающих, лучше всего работают животные компоненты. В это же время, аттрактанты на основе растительных составляющих становятся малоэффективными.

Замерзание водоема

Для многих регионов, этот период начинается с середины осени, и продлевается до середины весны. Он затрагивает окончание летнего сезона, зимнюю рыбалку и начало следующего сезона открытой воды.

Получается, что по меньшей мере полгода, нам приходится ловить в холодной воде. А чтобы рыбалка была успешной, приходится подстраиваться под пищевые пристрастия рыбы — в ход идет мотыль, мормыш и богатые белком кормовые смеси: ароматная рыбная и креветочная мука.

Читайте также:  От чего рыбий жир омега 3

Использование в рыбалке

Белковый аттрактант

Рыбная и креветочная мука используются в рыбалке как аттрактирующие добавки в прикормку и для изготовления различных насадок: бойлов, минибойлов, насадочного материала в виде теста.

Насадка для ловли в холодной воде

Помимо этого, сухое рыбное или креветочное сырье идет на приготовление жидких добавок-аттрактантов, которые получаются путем экстракции.

И в сухом, и в жидком виде, эти добавки помогают сделать насадки более уловистыми, а прикормку более привлекательной, собирающей рыбу с больших дистанций.

Чтобы сделать зимнюю прикормку более эффективной, в сухарную смесь добавляется 10-20% рыбной или креветочной муки.

Рассмотрим несколько способов, позволяющих сделать рыбную и креветочную муку в домашних условиях.

Изготовление рыбной и креветочной муки

Мойва

Чем дешевле, тем лучше — основной принцип, использующийся при выборе сырья, которое идет на переработку в гранулы или муку. Тут не важен внешний вид и размеры — подойдет любая некондиция. Главное — сырье должно быть максимально свежим.

Рыбную муку делают как из морской рыбы, так и речной. То есть, на муку можно пустить любую мелочь из собственного улова: плотвичка, густерка, уклейка, окуньки — все это сгодится.

Однако, во внимание нужно принимать не только свежесть исходного сырья, но его его жирность. Дело в том, что из жирной рыбы получается жирная мука. В процессе хранения, контактируя с кислородом из воздуха, рыбий жир окисляется, делая негодным весь конечный продукт.

Чем жирнее сырье, тем меньше будет храниться готовая рыбная мука.

Самым простым способом избавиться от жира в рыбном сырье в домашних условиях, является его варка.

Варка

Емкость с водой

Варка рыбы нужна только тогда, когда требуется сделать обезжиренную рыбную муку. Нежирную рыбу можно не варить. В ней сохранится больше нужных аминокислот, витаминов, микроэлементов.

Процесс варки:

• В емкость нужного размера наливается вода, подсаливается и доводится до кипения;
  • Крупная рыба разделанная на куски, а мелкая целиком, опускается в кипящую воду, и после повторного закипания варится 3-5 минут.
  • После варки рыба извлекается из воды и остужается.

Что касается креветок, то в большинстве случаев, в продажу они поступают уже вареными, готовыми для употребления после размораживания и короткого обжаривания. В любом случае, делать с ними дополнительно, ничего не нужно.

Разумеется, хвостовые части креветок можно использовать по прямому назначению (съесть или приготовить салаты), а на муку пустить оставшиеся отходы: креветочные головы и прочие остатки.

Эти отходы, без сушки, можно использовать и для приготовления зимней креветочной прикормки, о которой мы говорили в прошлый раз.

Сушка

Духовка

После высушивания, рыбное сырье теряет с водой 75-80% массы, но большая часть нужных нам веществ сохраняется в сухом, концентрированном виде — белки, аминокислоты, витамины и минералы.

Мы будем говорить о рыбе, но и для сушки креветок, весь процесс протекает по этому же сценарию.

Рыба пропускается через мясорубку, а затем, в виде фарша, отправляется на сушку.

Сушка происходит при температуре до 70 °C.

Более высокая температура ускоряет сушку рыбного сырья, но ухудшает его качество. При температуре больше 80 °C, рыбное сырье начинает вариться, а при 100 °C и выше, есть риск пригорания, что ведет к порче сырья.

Удобнее всего использовать электрическую печь — в ней можно достаточно точно выставить нужную температуру. При сушке в газовой духовке, чтобы создать нужный температурный режим, приходится оставлять дверцу открытой, и менять местами расположение противней.

• Рыбный или креветочный фарш выкладывается на противень, дно которого покрыто пергаментной бумагой для выпечки;
  • Помещается в разогретую до нужной температуры духовку;
  • Время от времени перемешиваясь, сушится в течение нескольких часов.

Рыбный фарш нужно достаточно часто перемешивать, чтобы он становился рыхлым, рассыпчатым и быстрее сушился.

Сушка — это трудоемкий процесс, но после его завершения, сырье уже можно хранить, а муку сделать при возникновении необходимости. Кроме этого, сырье в виде гранул из фарша — готовый продукт для добавления в прикормку и для получения из него жидкого экстракта.

Но для изготовления бойлов, насадочного теста, пастообразного аттрактанта для хищной рыбы, понадобится рыбная мука

Измельчение

Рыбная мука

Когда у нас есть высушенный рыбный / креветочный фарш или перемолотая в мясорубке сушеная рыбка, остается только превратить все это в муку.

Самый простой, но эффективный инструмент для переработки сухого сырья в рыбную муку, в домашних условиях — электрическая кофемолка.

Учитывая, что из килограмма сырого продукта получается не более 200 грамм сухого, работы предстоит не так уж и много:

• сухая масса, небольшими порциями, засыпается в кофемолку;
  • перемалывается максимально тонко.

И рыбную муку, и сушеный фарш, лучше всего хранить в бумажных пакетах.

По материалу: Креветочная и рыбная мука для насадок и прикормки: получение рыбной муки и ее использование в рыбалке

Подписывайтесь на рыболовные тонкости, ставьте ???? До новых встреч!