Так глотай же скорей рыбий жир фонарей

Так глотай же скорей рыбий жир фонарей thumbnail

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.

История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.

Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.

Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное. Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой. Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.

Стихотворный размер: четырехстопный анапест.

Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.

Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.

Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек». В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных». Они создают не самые приятные ощущения.

Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.

  • Следующий стих → Осип Мандельштам — Бессонница, Гомер, Тугие паруса
  • Предыдущий стих → Осип Мандельштам — Когда удар с ударами встречается

Читать стих поэта Осип Мандельштам — Ленинград на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Осип Мандельштам, новое:

Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий…

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя…

Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

Ты равнодушно волны пенишь
И…

В Петербурге мы сойдёмся снова,
Словно солнце мы похоронили в нём,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесём.
В чёрном бархате…

Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день — сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далёкое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным…

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Осип Мандельштам, самые читаемые стихотворения:

  1. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
    Я список кораблей прочёл до середины:
    Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
    Что над Элладою когда-то…

  2. Дождик ласковый, мелкий и тонкий,
    Осторожный, колючий, слепой,
    Капли строгие скупы и звонки,
    И отточен их звук тишиной.

    То — так счастливы…

  3. Я скажу тебе с последней
    Прямотой:
    Всё лишь бредни, шерри-бренди,
    Ангел мой.

    Там где эллину сияла
    Красота,
    Мне из чёрных дыр зияла
    Срамота…

  4. Квартира тиха, как бумага,
    Пустая, без всяких затей,
    И слышно, как булькает влага
    По трубам внутри батарей.

    Имущество в полном порядке,…

  5. Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
    До прожилок, до детских припухлых желёз.

    Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
    Рыбий жир…

  6. В морозном воздухе растаял лёгкий дым,
    И я, печальною свободою томим,
    Хотел бы вознестись в холодном, тихом гимне,
    Исчезнуть навсегда, но суждено…

  7. Ещё не умер ты, ещё ты не один,
    Покуда с нищенкой-подругой
    Ты наслаждаешься величием равнин,
    И мглой, и холодом, и вьюгой.

    В роскошной бедности…

  8. Не сравнивай: живущий несравним.
    С каким-то ласковым испугом
    Я согласился с равенством равнин,
    И неба круг мне был недугом.

    Я обращался к…

  9. И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
    И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,
    И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
    Считали пульс толпы и верили…

  10. Ещё девиц не видно в баре,
    Лакей невежлив и угрюм;
    И в крепкой чудится сигаре
    Американца едкий ум.

    Сияет стойка красным лаком,
    И дразнит сода-…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Лучшие экранизации современной и классической литературы: часть 1

«Почитай эту книгу, обязательно!» — советовал мне приятель на одном литературном форуме, на что я, услышав знакомое…

Источник

article465605.jpg

«Ленинград» 

 ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~ 

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Декабрь 1930

 Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград»

Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях. Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, но, сменив имя, остался все тем же величественным, красивым и удивительно притягательным городом для поэта.

В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев. Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках. Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.

Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек. Она из таких коммуналок стала домом и для Осипа Мандельштама с супругой. Но поэт был по-настоящему счастлив, пообещав себе, что больше никогда не покинет этот удивительный город. Тем не менее, в 1930 году ему пришлось по просьбе члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина отправиться в командировку на Кавказ, где поэт, к тому времени уже практически переставший писать стихи, проводит несколько месяцев. По возвращении из командировки он создает стихотворение «Ленинград», в котором не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь.

Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей» дарит поэту давно забытое чувство умиротворения. Тем не менее, автор ощущает себя в родном городе чужестранцем, который словно бы совершил путешествие во времени, зловещее и необратимое. Обращаясь к любимому городу, поэт заявляет: «Петербург, я еще не хочу умирать». Он словно бы предвидит свою судьбу и предчувствует, что стрелка часов, именуемых жизнью, лично для него уже начала свой обратный отсчет. Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса». Последнее образное выражение, к сожалению, не является преувеличением, так как большинство друзей юности автора давно уже нашли свой последний приют в болотистой питерской земле. А их квартиры, знавшие звонкий смех и жаркие споры литераторов, теперь служат пристанищем для вчерашних крестьян, которые даже понятия не имеют о том, чьи именно занимают апартаменты.

Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».

Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.

Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!

У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

 Алла Пугачева — Ленинград

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Ñâèðåïîå Èìÿ Ðîäèíû

Àíòîëîãèÿ ïîýòîâ ñòàëèíñêîé ïîðû

(èäåÿ ïðîåêòà, ñîñòàâëåíèå, âñòóïèòåëüíûå ðåïëèêè — Àíäðåÿ Ïóñòîãàðîâà)

Ïðèëîæåíèå

 ïðèëîæåíèè ñòèõè òðåõ âåëèêèõ ðóññêèõ ïîýòî⠗ ñîâðåìåííèêîâ ñòàëèíñêîé ýïîõè. Îíè ýòó ýïîõó ïðåîäîëåëè, çàïëàòèâ êàæäûé ñâîþ öåíó. Òîëüêî îíè, ïðåîäîëåâøèå, è ìîãóò åå ñóäèòü.

Ó×ÈÒÜ ÙÅÁÅÒÀÒÜ ÏÀËÀ×ÅÉ

ÎÑÈÏ ÌÀÍÄÅËÜØÒÀÌ (1891-1938)

 þíîñòè Ìàíäåëüøòàì óâëåêàëñÿ ìàðêñèçìîì, õîòåë âñòóïèòü â áîåâóþ (òåððîðèñòè÷åñêóþ) îðãàíèçàöèþ ñîöèàëèñòîâ-ðåâîëþöèîíåðîâ, íî ïðèíÿò íå áûë, âåðîÿòíî, ïî ïðè÷èíå ìàëîëåòñòâà. Îäíàêî, âîéíà è ðåâîëþöèÿ âûðàáîòàëè ó íåãî îòâðàùåíèå ê ëþáîìó, à íå òîëüêî ãîñóäàðñòâåííîìó, òåððîðèçìó.  19-îì â Ìîñêâå ýñåð-÷åêèñò Áëþìêèí â ïðèñóòñòâèå Ìàíäåëüøòàìà ïîõâàëÿåòñÿ îðäåðàìè íà ðàññòðåë, êóäà ìîæíî âïèñàòü ëþáóþ ôàìèëèþ. Ìàíäåëüøòàì óñòðàèâàåò ñêàíäàë è ñîîáùàåò î Áëþìêèíå åãî íà÷àëüíèêó Äçåðæèíñêîìó. Ñàìîìó Ìàíäåëüøòàìó, îïàñàâøåìóñÿ ìåñòè Áëþìêèíà, ïðèøëîñü óåõàòü èç Ìîñêâû â Êèåâ. Êèåâ ñ åãî êðîâàâûìè ïåðåõîäàìè âëàñòè èç ðóê â ðóêè îêàçàëñÿ íå ëó÷øèì ìåñòîì äëÿ Ìàíäåëüøòàìà, êîòîðûé ïî âûðàæåíèþ Íàäåæäû Ìàíäåëüøòàì «âñåãäà ïðèâëåêàë ê ñåáå çëîáíîå âíèìàíèå òîëïû è íà÷àëüíèêîâ âñåõ öâåòîâ». Èç Êèåâà îí óåçæàåò â Êðûì, ãäå åãî àðåñòîâûâàåò âðàíãåëåâñêàÿ ïîëèöèÿ. Ê ñ÷àñòüþ, åãî âûïóñêàþò, îí ïåðåáèðàåòñÿ â Ãðóçèþ, òàì åãî ñíîâà àðåñòîâûâàþò.  êîíöå êîíöîâ, íå çàõîòåâ æèòü â Ïåòåðáóðãå, ãäå ðàññòðåëÿëè Ãóìèëåâà, îí ïîñåëÿåòñÿ â Ìîñêâå. Çäåñü äî 28-ãî ãîäà äàæå ïå÷àòàþòñÿ êíèãè åãî ñòèõîâ è ïðîçû.  30-òûå, êîãäà «âåê-âîëêîäàâ» ñíîâà ñòàë áðîñàòüñÿ åìó íà øåþ, Ìàíäåëüøòàì ñäåëàë ïîïûòêó ïîëþáèòü «øèíåëü êðàñíîàðìåéñêîé ñêëàäêè» è «ðóêè áðàäîáðåÿ». Ó íåãî íå âûøëî. Æèòü â ñîãëàñèè ñ òðåáóþùåé ëþáâè êðîâàâîé âëàñòüþ è “ó÷èòü ùåáåòàòü ïàëà÷åé” îí íå çàõîòåë.

Êàññàíäðå

ß íå èñêàë â öâåòóùèå ìãíîâåíüÿ
Òâîèõ, Êàññàíäðà, ãóá, òâîèõ, Êàññàíäðà, ãëàç,
Íî â äåêàáðå — òîðæåñòâåííîå áäåíüå —
Âîñïîìèíàíüå ìó÷èò íàñ!

È â äåêàáðå ñåìíàäöàòîãî ãîäà
Âñå ïîòåðÿëè ìû, ëþáÿ:
Îäèí îãðàáëåí âîëåþ íàðîäà,
Äðóãîé îãðàáèë ñàì ñåáÿ…

Íî, åñëè ýòà æèçíü — íåîáõîäèìîñòü áðåäà
È êîðàáåëüíûé ëåñ — âûñîêèå äîìà,—
Ëåòè, áåçðóêàÿ ïîáåäà —
Ãèïåðáîðåéñêàÿ ÷óìà!

Íà ïëîùàäè ñ áðîíåâèêàìè
ß âèæó ÷åëîâåêà: îí
Âîëêîâ ãîðÿùèìè ïóãàåò ãîëîâíÿìè:
Ñâîáîäà, ðàâåíñòâî, çàêîí!

Êàñàòêà ìèëàÿ, Êàññàíäðà,
Òû ñòîíåøü, òû ãîðèøü — çà÷åì
Ñèÿëî ñîëíöå Àëåêñàíäðà,
Ñòî ëåò íàçàä, ñèÿëî âñåì?

Êîãäà-íèáóäü â ñòîëèöå øàëîé,
Íà ñêèôñêîì ïðàçäíèêå, íà áåðåãó Íåâû,
Ïðè çâóêàõ îìåðçèòåëüíîãî áàëà
Ñîðâóò ïëàòîê ñ ïðåêðàñíîé ãîëîâû…

<Äåêàáðü> 1917

Âåê

Âåê ìîé, çâåðü ìîé, êòî ñóìååò
Çàãëÿíóòü â òâîè çðà÷êè
È ñâîåþ êðîâüþ ñêëåèò
Äâóõ ñòîëåòèé ïîçâîíêè?
Êðîâü-ñòðîèòåëüíèöà õëåùåò
Ãîðëîì èç çåìíûõ âåùåé,
Çàõðåáåòíèê ëèøü òðåïåùåò
Íà ïîðîãå íîâûõ äíåé.

Òâàðü, ïîêóäà æèçíü õâàòàåò,
Äîíåñòè õðåáåò äîëæíà,
È íåâèäèìûì èãðàåò
Ïîçâîíî÷íèêîì âîëíà.
Ñëîâíî íåæíûé õðÿù ðåáåíêà
Âåê ìëàäåí÷åñêîé çåìëè —
Ñíîâà â æåðòâó, êàê ÿãíåíêà,
Òåìÿ æèçíè ïðèíåñëè.

×òîáû âûðâàòü âåê èç ïëåíà,
×òîáû íîâûé ìèð íà÷àòü,
Óçëîâàòûõ äíåé êîëåíà
Íóæíî ôëåéòîþ ñâÿçàòü.
Ýòî âåê âîëíó êîëûøåò
×åëîâå÷åñêîé òîñêîé,
È â òðàâå ãàäþêà äûøèò
Ìåðîé âåêà çîëîòîé.

È åùå íàáóõíóò ïî÷êè,
Áðûçíåò çåëåíè ïîáåã,
Íî ðàçáèò òâîé ïîçâîíî÷íèê,
Ìîé ïðåêðàñíûé æàëêèé âåê!
È ñ áåññìûñëåííîé óëûáêîé
Âñïÿòü ãëÿäèøü, æåñòîê è ñëàá,
Ñëîâíî çâåðü, êîãäà-òî ãèáêèé,
Íà ñëåäû ñâîèõ æå ëàï.

Êðîâü-ñòðîèòåëüíèöà õëåùåò
Ãîðëîì èç çåìíûõ âåùåé,
È ãîðÿ÷åé ðûáîé ìåùåò
 áåðåã òåïëûé õðÿù ìîðåé.
È ñ âûñîêîé ñåòêè ïòè÷üåé,
Îò ëàçóðíûõ âëàæíûõ ãëûá
Ëüåòñÿ, ëüåòñÿ áåçðàçëè÷üå
Íà ñìåðòåëüíûé òâîé óøèá.

1922

ËÅÍÈÍÃÐÀÄ

ß âåðíóëñÿ â ìîé ãîðîä, çíàêîìûé äî ñëåç,
Äî ïðîæèëîê, äî äåòñêèõ ïðèïóõëûõ æåëåç.

Òû âåðíóëñÿ ñþäà, òàê ãëîòàé æå ñêîðåé
Ðûáèé æèð ëåíèíãðàäñêèõ ðå÷íûõ ôîíàðåé,

Óçíàâàé æå ñêîðåå äåêàáðüñêèé äåíåê,
Ãäå ê çëîâåùåìó äåãòþ ïîäìåøàí æåëòîê.

Ïåòåðáóðã! ÿ åùå íå õî÷ó óìèðàòü!
Ó òåáÿ òåëåôîíîâ ìîèõ íîìåðà.

Ïåòåðáóðã! Ó ìåíÿ åùå åñòü àäðåñà,
Ïî êîòîðûì íàéäó ìåðòâåöîâ ãîëîñà.

ß íà ëåñòíèöå ÷åðíîé æèâó, è â âèñîê
Óäàðÿåò ìíå âûðâàííûé ñ ìÿñîì çâîíîê,

È âñþ íî÷ü íàïðîëåò æäó ãîñòåé äîðîãèõ,
Øåâåëÿ êàíäàëàìè öåïî÷åê äâåðíûõ.

Äåêàáðü 1930, Ëåíèíãðàä

***

Çà ãðåìó÷óþ äîáëåñòü ãðÿäóùèõ âåêîâ,
Çà âûñîêîå ïëåìÿ ëþäåé
ß ëèøèëñÿ è ÷àøè íà ïèðå îòöîâ,
È âåñåëüÿ, è ÷åñòè ñâîåé.

Ìíå íà ïëå÷è êèäàåòñÿ âåê-âîëêîäàâ,
Íî íå âîëê ÿ ïî êðîâè ñâîåé,
Çàïèõàé ìåíÿ ëó÷øå, êàê øàïêó, â ðóêàâ
Æàðêîé øóáû ñèáèðñêèõ ñòåïåé.

×òîá íå âèäåòü íè òðóñà, íè õëèïêîé ãðÿçöû,
Íè êðîâàâûõ êîñòåé â êîëåñå,
×òîá ñèÿëè âñþ íî÷ü ãîëóáûå ïåñöû
Ìíå â ñâîåé ïåðâîáûòíîé êðàñå.

Óâåäè ìåíÿ â íî÷ü, ãäå òå÷åò Åíèñåé,
Ãäå ñîñíà äî çâåçäû äîñòàåò,
Ïîòîìó ÷òî íå âîëê ÿ ïî êðîâè ñâîåé
È ìåíÿ òîëüêî ðàâíûé óáüåò.

17-28 ìàðòà 1931

x x x

Íåò, íå ñïðÿòàòüñÿ ìíå îò âåëèêîé ìóðû
Çà èçâîç÷è÷üþ ñïèíó — Ìîñêâó,
ß òðàìâàéíàÿ âèøåíêà ñòðàøíîé ïîðû
È íå çíàþ, çà÷åì ÿ æèâó.

Ìû ñ òîáîþ ïîåäåì íà «À» è íà «Á»
Ïîñìîòðåòü, êòî ñêîðåå óìðåò,
À îíà òî ñæèìàåòñÿ, êàê âîðîáåé,
Òî ðàñòåò, êàê âîçäóøíûé ïèðîã.

È åäâà óñïåâàåò ãðîçèòü èç óãëà —
Òû êàê õî÷åøü, à ÿ íå ðèñêíó!
Ó êîãî ïîä ïåð÷àòêîé íå õâàòèò òåïëà,
×òîá îáúåçäèòü âñþ êóðâó Ìîñêâó.

Àïðåëü 1931

ÍÎÂÅËËÈÍÎ

Âû ïîìíèòå, êàê áåãóíû
Ó Äàíòà Àëèãüåðè
Ñîðåâíîâàëèñü â ÷åñòü âåñíû
 ñâîåé çåë¸íîé âåðå?
Ïî ò¸ìíîáàðõàòíûì õîëìàì
 ñàôüÿíîâûõ ñàïîæêàõ
Îíè ïåñòðåëè ïî ëóãàì,
Êàê ìàêè íà äîðîæêàõ.
Óæ ýòè ìíå ãîâîðóíû,
Áðîäÿãè-ôëîðåíòèéöû:
Îòúÿâëåííûå âñå ëãóíû,
Íà¸ìíûå óáèéöû.

Îíè ïîä çâîí êîëîêîëîâ
Ìîëèëèñü Áîãó ñïüÿíó,
Îíè äàðèëè ñîêîëîâ
Òóðåöêîìó ñóëòàíó.
Óâû, ðàñòàÿëà ñâå÷à
Ìîëîä÷èêîâ êàë¸íûõ,
×òî õàæèâàëè âïîëïëå÷à
 êàìçîëü÷èêàõ çåë¸íûõ,
×òî ïåðåñèëèâàëè ñðàì
È ÷óìíóþ çàðàçó
È âñåâîçìîæíûì ãîñïîäàì
Ïðèñëóæèâàëè ñðàçó.
È íåò ðàññêàç÷èêà äëÿ æ¸í
 ïîðî÷íûõ äëèííûõ ïëàòüÿõ,
×òî ïðîâîäèëè äíè, êàê ñîí,
 ïëåíèòåëüíûõ çàíÿòüÿõ:

Òîïèëè âîñê, ìîòàëè ø¸ëê,
Ó÷èëè ïîïóãàåâ
È â ñïàëüíþ, âèäÿ â ýòîì òîëê,
Ïóñêàëè íåãîäÿåâ.
22 ìàÿ 1932

***
Õîëîäíàÿ âåñíà. Ãîëîäíûé Ñòàðûé Êðûì,
Êàê áûë ïðè Âðàíãåëå — òàêîé æå âèíîâàòûé.
Îâ÷àðêè íà äâîðå, íà ðóáèùàõ çàïëàòû,
Òàêîé æå ñåðåíüêèé, êóñàþùèéñÿ äûì.

Âñå òàê æå õîðîøà ðàññåÿííàÿ äàëü —
Äåðåâüÿ, ïî÷êàìè íàáóõøèå íà ìàëîñòü,
Ñòîÿò, êàê ïðèøëûå, è âîçáóæäàåò æàëîñòü
Â÷åðàøíåé ãëóïîñòüþ óêðàøåííûé ìèíäàëü.

Ïðèðîäà ñâîåãî íå óçíàåò ëèöà,
È òåíè ñòðàøíûå Óêðàèíû, Êóáàíè…
Êàê â òóôëÿõ âîéëî÷íûõ ãîëîäíûå êðåñòüÿíå
Êàëèòêó ñòåðåãóò, íå òðîãàÿ êîëüöà…

Ìàé 1933

x x x

Êâàðòèðà òèõà êàê áóìàãà —
Ïóñòàÿ, áåç âñÿêèõ çàòåé,—
È ñëûøíî, êàê áóëüêàåò âëàãà
Ïî òðóáàì âíóòðè áàòàðåé.

Èìóùåñòâî â ïîëíîì ïîðÿäêå,
Ëÿãóøêîé çàñòûë òåëåôîí,
Âèäàâøèå âèäû ìàíàòêè
Íà óëèöó ïðîñÿòñÿ âîí.

À ñòåíû ïðîêëÿòûå òîíêè,
È íåêóäà áîëüøå áåæàòü,
À ÿ êàê äóðàê íà ãðåáåíêå
Îáÿçàí êîìó-òî èãðàòü.

Íàãëåé êîìñîìîëüñêîé ÿ÷åéêè
È âóçîâñêîé ïåñíè áîé÷åé,
Ïðèñåâøèõ íà øêîëüíîé ñêàìåéêå
Ó÷èòü ùåáåòàòü ïàëà÷åé.

Êàêîé-íèáóäü èçîáðàçèòåëü,
×åñàòåëü êîëõîçíîãî ëüíà,
×åðíèëà è êðîâè ñìåñèòåëü,
Äîñòîèí òàêîãî ðîæíà.

Êàêîé-íèáóäü ÷åñòíûé ïðåäàòåëü,
Ïðîâàðåííûé â ÷èñòêàõ, êàê ñîëü,
Æåíû è äåòåé ñîäåðæàòåëü,
Òàêóþ óõëîïàåò ìîëü.

Ïàéêîâûå êíèãè ÷èòàþ,
Ïåíüêîâûå ðå÷è ëîâëþ
È ãðîçíîå áàþøêè-áàþ
Êîëõîçíîìó áàþ ïîþ.

È ñòîëüêî ìó÷èòåëüíîé çëîñòè
Òàèò â ñåáå êàæäûé íàìåê,
Êàê áóäòî âêîëà÷èâàë ãâîçäè
Íåêðàñîâà çäåñü ìîëîòîê.

Äàâàé æå ñ òîáîé, êàê íà ïëàõå,
Çà ñåìüäåñÿò ëåò íà÷èíàòü,
Òåáå, ñòàðèêó è íåðÿõå,
Ïîðà ñàïîãàìè ñòó÷àòü.

È âìåñòî êëþ÷à Èïîêðåíû
Äàâíèøíåãî ñòðàõà ñòðóÿ
Âîðâåòñÿ â õàëòóðíûå ñòåíû
Ìîñêîâñêîãî çëîãî æèëüÿ.

Íîÿáðü, 1933
Ìîñêâà, Ôóðìàíîâ ïåðåóëîê

x x x

Ìû æèâåì, ïîä ñîáîþ íå ÷óÿ ñòðàíû,
Íàøè ðå÷è çà äåñÿòü øàãîâ íå ñëûøíû,
À ãäå õâàòèò íà ïîëðàçãîâîðöà,
Òàì ïðèïîìíÿò êðåìëåâñêîãî ãîðöà.
Åãî òîëñòûå ïàëüöû, êàê ÷åðâè, æèðíû,
È ñëîâà, êàê ïóäîâûå ãèðè, âåðíû,
Òàðàêàíüè ñìåþòñÿ ãëàçèùà
È ñèÿþò åãî ãîëåíèùà.

À âîêðóã íåãî ñáðîä òîíêîøåèõ âîæäåé,
Îí èãðàåò óñëóãàìè ïîëóëþäåé.
Êòî ñâèñòèò, êòî ìÿó÷èò, êòî õíû÷åò,
Îí îäèí ëèøü áàáà÷èò è òû÷åò.
Êàê ïîäêîâó, äàðèò çà óêàçîì óêàç —
Êîìó â ïàõ, êîìó â ëîá, êîìó â áðîâü, êîìó â ãëàç.
×òî íè êàçíü ó íåãî — òî ìàëèíà
È øèðîêàÿ ãðóäü îñåòèíà.

Íîÿáðü 1933

Ñòàíñû

ß íå õî÷ó ñðåäü þíîøåé òåïëè÷íûõ
Ðàçìåíèâàòü ïîñëåäíèé ãðîø äóøè,
Íî, êàê â êîëõîç èäåò åäèíîëè÷íèê,
ß â ìèð âõîæó — è ëþäè õîðîøè.

Ëþáëþ øèíåëü êðàñíîàðìåéñêîé ñêëàäêè —
Äëèíó äî ïÿò, ðóêàâ ïðîñòîé è ãëàäêèé
È âîëæñêîé òó÷å ðîäñòâåííûé ïîêðîé,
×òîá, íà ñïèíå è íà ãðóäè ëîïàòÿñü,
Îíà ëåæàëà, íà çàïàñ íå òðàòÿñü,
È ñêàòûâàëàñü ëåòíåþ ïîðîé.

Ïðîêëÿòûé øîâ, íåëåïàÿ çàòåÿ
Íàñ ðàçëó÷èëè, à òåïåðü — ïîéìè:
ß äîëæåí æèòü, äûøà è áîëüøåâåÿ
È ïåðåä ñìåðòüþ õîðîøåÿ —
Åùå ïîáûòü è ïîèãðàòü ñ ëþäüìè!

Ïîäóìàåøü, êàê â ×åðäûíè-ãîëóáå,
Ãäå ïàõíåò Îáüþ è Òîáîë â ðàñòðóáå,
 ñåìèâåðøêîâîé ÿ ìåòàëñÿ êóòåðüìå!
Êëåâåùóùèõ êîçëîâ íå äîñìîòðåë ÿ äðàêè:
Êàê ïåòóøîê â ïðîçðà÷íîé ëåòíåé òüìå —
Õàð÷è äà õàðê, äà ÷òî-íèáóäü, äà âðàêè —
Ñòóê äÿòëà ñáðîñèë ñ ïëå÷. Ïðûæîê. È ÿ â óìå.

È òû, Ìîñêâà, ñåñòðà ìîÿ, ëåãêà,
Êîãäà âñòðå÷àåøü â ñàìîëåòå áðàòà
Äî ïåðâîãî òðàìâàéíîãî çâîíêà:
Íåæíåå ìîðÿ, ïóòàíåé ñàëàòà —
Èç äåðåâà, ñòåêëà è ìîëîêà…

Ìîÿ ñòðàíà ñî ìíîþ ãîâîðèëà,
Ìèðâîëèëà, æóðèëà, íå ïðî÷ëà,
Íî âîçìóæàâøåãî ìåíÿ, êàê î÷åâèäöà,
Çàìåòèëà è âäðóã, êàê ÷å÷åâèöà,
Àäìèðàëòåéñêèì ëó÷èêîì çàæãëà.

ß äîëæåí æèòü, äûøà è áîëüøåâåÿ,
Ðàáîòàòü ðå÷ü, íå ñëóøàÿñü — ñàì-äðóã,—
ß ñëûøó â Àðêòèêå ìàøèí ñîâåòñêèõ ñòóê,
ß ïîìíþ âñå: íåìåöêèõ áðàòüåâ øåè
È ÷òî ëèëîâûì ãðåáíåì Ëîðåëåè
Ñàäîâíèê è ïàëà÷ íàïîëíèë ñâîé äîñóã.

È íå îãðàáëåí ÿ, è íå íàäëîìëåí,
Íî òîëüêî ÷òî âñåãî ïåðåîãðîìëåí…
Êàê Ñëîâî î Ïîëêó, ñòðóíà ìîÿ òóãà,
È â ãîëîñå ìîåì ïîñëå óäóøüÿ
Çâó÷èò çåìëÿ — ïîñëåäíåå îðóæüå —
Ñóõàÿ âëàæíîñòü ÷åðíîçåìíûõ ãà!

Ìàé — èþíü 1935

x x x

Äåíü ñòîÿë î ïÿòè ãîëîâàõ. Ñïëîøíûå ïÿòü ñóòîê
ß, ñæèìàÿñü, ãîðäèëñÿ ïðîñòðàíñòâîì çà òî, ÷òî ðîñëî íà äðîææàõ.
Ñîí áûë áîëüøå, ÷åì ñëóõ, ñëóõ áûë ñòàðøå, ÷åì ñîí,— ñëèòåí, ÷óòîê,
À çà íàìè íåñëèñü áîëüøàêè íà ÿìùèöêèõ âîææàõ.

Äåíü ñòîÿë î ïÿòè ãîëîâàõ, è, ÷óìåÿ îò ïëÿñà,
Åõàëà êîííàÿ, ïåøàÿ øëà ÷åðíîâåðõàÿ ìàññà —
Ðàñøèðåíüåì àîðòû ìîãóùåñòâà â áåëûõ íî÷àõ — íåò, â íîæàõ —
Ãëàç ïðåâðàùàëñÿ â õâîéíîå ìÿñî.

Íà âåðøîê áû ìíå ñèíåãî ìîðÿ, íà èãîëüíîå òîëüêî óøêî!
×òîáû äâîéêà êîíâîéíîãî âðåìåíè ïàðóñàìè íåñëàñü õîðîøî.
Ñóõîìÿòíàÿ ðóññêàÿ ñêàçêà, äåðåâÿííàÿ ëîæêà, àó!
Ãäå âû, òðîå ñëàâíûõ ðåáÿò èç æåëåçíûõ âîðîò ÃÏÓ?

×òîáû Ïóøêèíà ÷óäíûé òîâàð íå ïîøåë ïî ðóêàì äàðìîåäîâ,
Ãðàìîòååò â øèíåëÿõ ñ íàãàíàìè ïëåìÿ ïóøêèíîâåäîâ —
Ìîëîäûå ëþáèòåëè áåëîçóáûõ ñòèøêîâ.
Íà âåðøîê áû ìíå ñèíåãî ìîðÿ, íà èãîëüíîå òîëüêî óøêî!

Ïîåçä øåë íà Óðàë. Â ðàñêðûòûå ðòû íàì
Ãîâîðÿùèé ×àïàåâ ñ êàðòèíû ñêàêàë çâóêîâîé…
Çà áðåâåí÷àòûì òûëîì, íà ëåíòå ïðîñòûííîé
Óòîíóòü è âñêî÷èòü íà êîíÿ ñâîåãî!

Èþíü 1935, Âîðîíåæ

x x x

Ñðåäü íàðîäíîãî øóìà è ñïåõà,
Íà âîêçàëàõ è ïðèñòàíÿõ
Ñìîòðèò âåêà ìîãó÷àÿ âåõà
È áðîâåé íà÷èíàåòñÿ âçìàõ.

ß óçíàë, îí óçíàë, òû óçíàëà,
À ïîòîì êóäà õî÷åøü âëåêè —
 ãîâîðëèâûå äåáðè âîêçàëà,
 îæèäàíüÿ ó ìîùíîé ðåêè.

Äàëåêî òåïåðü òà ñòîÿíêà,
Òîò ñ âîäîé êèïÿ÷åíîé áàê,
Íà öåïî÷êå êðóæêà-æåñòÿíêà
È ãëàçà çàñòèëàâøèé ìðàê.

Øëà ïåðìÿöêîãî ãîâîðà ñèëà,
Ïàññàæèðñêàÿ øëà áîðüáà,
È ëàñêàëà ìåíÿ è ñâåðëèëà
Ñî ñòåíû ýòèõ ãëàç æóðüáà.

Ìíîãî ñêðûòî äåë ïðåäñòîÿùèõ
 íàøèõ ëåò÷èêàõ è æíåöàõ,
È â òîâàðèùàõ ðåêàõ è ÷àùàõ,
È â òîâàðèùàõ ãîðîäàõ…

Íå ïðèïîìíèòü òîãî, ÷òî áûëî:
Ãóáêè æàðêè, ñëîâà ÷åðñòâû —
Çàíàâåñêó áåëóþ áèëî,
Íåññÿ øóì æåëåçíîé ëèñòâû.

À íà äåëå-òî áûëî òèõî,
Òîëüêî øåë ïàðîõîä ïî ðåêå,
Äà çà êåäðîì öâåëà ãðå÷èõà,
Ðûáà øëà íà ðå÷íîì ãîâîðêå.

È ê íåìó, â åãî ñåðäöåâèíó
ß áåç ïðîïóñêà â Êðåìëü âîøåë,
Ðàçîðâàâ ðàññòîÿíèé õîëñòèíó,
Ãîëîâîþ ïîâèííîé òÿæåë…

ßíâàðü 1937

x x x

Åñëè á ìåíÿ íàøè âðàãè âçÿëè
È ïåðåñòàëè ñî ìíîé ãîâîðèòü ëþäè,
Åñëè á ëèøèëè ìåíÿ âñåãî â ìèðå:
Ïðàâà äûøàòü è îòêðûâàòü äâåðè
È óòâåðæäàòü, ÷òî áûòèå áóäåò
È ÷òî íàðîä, êàê ñóäèÿ, ñóäèò,—
Åñëè á ìåíÿ ñìåëè äåðæàòü çâåðåì,
Ïèùó ìîþ íà ïîë êèäàòü ñòàëè á,—
ß íå ñìîë÷ó, íå çàãëóøó áîëè,
Íî íà÷åð÷ó òî, ÷òî ÷åðòèòü âîëåí,
È, ðàñêà÷àâ êîëîêîë ñòåí ãîëûé
È ðàçáóäèâ âðàæåñêîé òüìû óãîë,
ß çàïðÿãó äåñÿòü âîëîâ â ãîëîñ
È ïîâåäó ðóêó âî òüìå ïëóãîì —
È â ãëóáèíå ñòîðîæåâîé íî÷è
×åðíîðàáî÷åé âñïûõíóò çåìëå î÷è,
È — â ëåãèîí áðàòñêèõ î÷åé ñæàòûé —
ß óïàäó òÿæåñòüþ âñåé æàòâû,
Ñæàòîñòüþ âñåé ðâóùåéñÿ âäàëü êëÿòâû —
È íàëåòèò ïëàìåííûõ ëåò ñòàÿ,
Ïðîøåëåñòèò ñïåëîé ãðîçîé Ëåíèí,
È íà çåìëå, ÷òî èçáåæèò òëåíüÿ,
Áóäåò áóäèòü ðàçóì è æèçíü Ñòàëèí.

<Ïåðâûå ÷èñëà> ôåâðàëÿ — íà÷àëî ìàðòà 1937

Ðèì

Ãäå ëÿãóøêè ôîíòàíîâ, ðàñêâàêàâøèñü
È ðàçáðûçãàâøèñü, áîëüøå íå ñïÿò
È, îäíàæäû ïðîñíóâøèñü, ðàñïëàêàâøèñü,
Âî âñþ ìî÷ü ñâîèõ ãëîòîê è ðàêîâèí
Ãîðîä, ëþáÿùèé ñèëüíûì ïîääàêèâàòü,
Çåìíîâîäíîé âîäîþ êðîïÿò,—

Äðåâíîñòü ëåãêàÿ, ëåòíÿÿ, íàãëàÿ,
Ñ æàäíûì âçãëÿäîì è ïëîñêîé ñòóïíåé,
Ñëîâíî ìîñò íåíàðóøåííûé Àíãåëà
 ïëîñêîñòóïüè íàä æåëòîé âîäîé,—

Ãîëóáîé, îíåëåïëåííûé, ïåïåëüíûé,
 áàðàáàííîì íàðîñòå äîìîâ —
Ãîðîä, ëàñòî÷êîé êóïîëà ëåïëåííûé
Èç ïðîóëêîâ è èç ñêâîçíÿêîâ,—
Ïðåâðàòèëè â óáèéñòâà ïèòîìíèê
Âû, êîðè÷íåâîé êðîâè íàåìíèêè,
Èòàëèéñêèå ÷åðíîðóáàøå÷íèêè,
Ìåðòâûõ öåçàðåé çëûå ùåíêè…

Âñå òâîè, Ìèêåëü Àíäæåëî, ñèðîòû,
Îáëå÷åííûå â êàìåíü è ñòûä,—
Íî÷ü, ñûðàÿ îò ñëåç, è íåâèííûé
Ìîëîäîé, ëåãêîíîãèé Äàâèä,
È ïîñòåëü, íà êîòîðîé íåñäâèíóòûé
Ìîèñåé âîäîïàäîì ëåæèò,—
Ìîùü ñâîáîäíàÿ è ìåðà ëüâèíàÿ
 óñûïëåíüè è â ðàáñòâå ìîë÷èò.

È ìîðùèíèñòûõ ëåñòíèö óñòóïêè —
 ïëîùàäü ëüþùèõñÿ ëåñòíè÷íûõ ðåê,—
×òîá çâó÷àëè øàãè, êàê ïîñòóïêè,
Ïîäíÿë ìåäëåííûé Ðèì-÷åëîâåê,
À íå äëÿ èñêàëå÷åííûõ íåã,
Êàê ìîðñêèå ëåíèâûå ãóáêè.

ßìû Ôîðóìà çàíîâî âûðûòû
È îòêðûòû âîðîòà äëÿ Èðîäà,
È íàä Ðèìîì äèêòàòîðà-âûðîäêà
Ïîäáîðîäîê òÿæåëûé âèñèò.

16 ìàðòà 1937

Источник