Сдвг и рыбий жир

Сдвг и рыбий жир thumbnail

Добавки на основе жирных кислот Омега-3 и Омега-6 могут помочь детям и подросткам, имеющим определённые формы СДВГ. Такое открытие было сделано в диссертации академии Сальгренска университета Гётеборга (Sahlgrenska Academy, University of Gothenburg); также в ней рассказано о специальной когнитивной тренировочной программе, которая может улучшить поведение детей с СДВГ.

По приблизительным оценкам от трёх до шести процентов из числа всех детей школьного возраста имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — это расстройство, которое влечёт за собой сложности в контролировании поведения и импульсивных действий, проблемы с усидчивостью, терпением, внимательностью на протяжении длинных отрезков времени. Существуют различные типы СДВГ, отличающиеся разными уровнями проявления гиперактивности, импульсивности и нарушений внимания.

СДВГ часто лечится стимулирующими препаратами, которые эффективны хотя и для многих, но не для всех.

Актуальное улучшение                                                     

В этом исследовании 75 детей и подростков с СДВГ в течение трёх месяцев получали в качестве добавки к ежедневному рациону или добавки с Омега-3 и Омега-6 жирными кислотами, или плацебо, после чего им всем давали Омега-3/Омега-6 в течение следующих трёх месяцев. Исследование проводилось по системе double-blind, т. е. ни исследователи, ни участники эксперимента не знали, получают ли они активные капсулы или “пустышки”, до последующего времени.

“Для группы в целом мы не увидели значительных изменений, однако у 35% детей и подростков, имевших подтип синдрома с дефицитом внимания (СДВГ-ДВ), симптомы улучшились настолько, что можно говорить о клинически актуальном лечебном эффекте,” — сказал Матс Йонсон, докторант академии Сальгренска.

В этом исследовании 75 детей и подростков с СДВГ в течение трёх месяцев получали в качестве добавки к ежедневному рационы или добавки с Омега-3 и Омега-6 жирными кислотами, или плацебо, после чего им всем давали Омега-3/Омега-6 в течение следующих трёх месяцев. Исследование проводилось по системе double-blind, т. е. ни исследователи, ни участники эксперимента не знали, получают ли они активные капсулы или “пустышки”, до последующего времени.

“Для группы в целом мы не увидели значительных изменений, однако у 35% детей и подростков, имевших подтип синдрома с дефицитом внимания (СДВГ-ДВ), симптомы улучшились настолько, что можно говорить о клинически актуальном лечебном эффекте,” — сказал Матс Йонсон, докторант академии Сальгренска.

Когнитивный тренинг

Уровни Омега-3 и Омега-6 также измерялись в образцах крови. У тех участников эксперимента, кто испытал наиболее ощутимые улучшения, также был отмечен и лучший баланс между содержанием в крови этих двух жирных кислот.

Диссертация также отмечает, что когнитивная тренинговая программа, получившая название “коллаборативное решение проблем” (Collaborative Problem Solving, CPS), может быть хорошей альтернативой или дополнением к лечению СДВГ и оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР).

Разрешение проблемных ситуаций

С этим методом дети и их семьи получают содействие в развитии познавательных способностей и решении проблемных ситуаций. В исследовании приняли участие 17 детей, чьи семьи проходили CPS-тренинги в течение срока до 10 недель. По истечении этого срока у членов семей спросили, насколько улучшилось поведение их детей сразу по окончании курса и ещё через 6 месяцев после этого.

“Наше исследование CPS-методики в качестве метода борьбы с СДВГ и ОВР является первым в Швеции. Все семьи, участвовавшие в этом эксперименте, прошли курс тренингов, и половина из них почувствовала значительное или крайне значительное улучшение проблем поведения,” — говорит Матс Йонсон.

Совмещённый метод лечения

Тем пациентам, у которых всё ещё сохранялись заметные симптомы СДВГ после окончания курса CPS-тренингов, было предложено дополнить лечение стимулирующими медикаментами. По прошествии следующих шести месяцев 81% участвовавших семей сообщили о заметном или очень заметном улучшении ситуации.

По словам Йонсона, это означает, что CPS-методика может улучшить проблемное поведение у детей с СДВГ и ОВР, а состояние детей с наиболее серьёзными симптомами СДВГ может быть улучшено комбинацией CPS-метода и препаратов против СДВГ.

Источник

Очень часто дети с фенилкетонурией, даже соблюдающие диету, черезмерно подвижны, невнимательны, другими словами, «расторможены». 

Гиперкинетический синдром, или синдром дефицита внимания (attention deficit hyperactivity disorder), — заболевание, связанное с нарушениями со стороны центральной нервной системы (ЦНС). Чаще всего встречается у детей и приводит к нарушениям поведения и проблемам с учебой.

Предрасполагающими факторами является:

  • наследственность
  • курение матери во время беременности
  • гипоксия во время родов
  • загрязнение окружающей среды
  • искусственные добавки к пищевым продуктам
  • свинцовое отравление
  • аллергии
  • родовая травма
  • консерванты и пищевые продукты, содержащие салицилаты
  • диета с низким содержанием белка
  • черезмерное потребление углеводов
  • дефицит Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот

К симптомам этого заболевания относятся:

  • низкая способность к концентрации внимания
  • тенденция к дракам и ссорам с другими детьми или к повреждению самого себя
  • эмоциональная лабильность
  • нарушения слуха и речи
  • нетерпение и нетерпимость
  • забывчивость
  • рассеянность
  • неспособность заканчивать задания
  • низкая толерантность к стрессу
  • трудности в учебе
  • отсутствие усидчивости
  • нарушения сна.

Необязательно все симптомы имеются одновременно. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивность, как очевидно из названия, характеризуется постоянной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью, которые ухудшают общение, учебу. Признаками этого расстройства служат неорганизованность, отставание в учебе, низкая продуктивность труда, перемены настроения, затруднения в познавательной деятельности, эмоциональные взрывы, нарушения сна, нетерпеливость и частое перебивание других.

Разумеется, когда ребенок или взрослый человек ведет себя подобным образом, портятся взаимоотношения с окружающими и страдает самооценка. Эффективное лечение этого расстройства имеет огромное значение, поскольку последствия затянувшейся болезни могут оказаться катастрофическими. Стандартное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя прием стимулянтов и амфетаминов и назначается врачом- специалистом.

Конечно, лекарства, применяемые для лечения этого заболевания, несовершенны и имеют побочные эффекты, однако они помогают изменить качество жизни пациентов в лучшую сторону. Однако ученые заметили, что с помощью правильного питания можно сделать лечение еще более эффективным.

О чем говорят исследования

Большинство исследований показывают наличие связи между рационом пациента и развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Дети с этим синдромом анормально реагируют на тест на толерантность к глюкозе. «Кривая» глюкозы свидетельствует о гипогликемии (низком уровне сахара в крови), которая активизирует симпатическую (стрессовую) ветвь нервной системы. Это значит, что вскоре после поступления в организм большого количества сахара происходит значительный спад уровня глюкозы в крови, что, в свою очередь, стимулирует выделение гормонов стресса. Даже если пациенты с таким диагнозом нормально переносят сахар в небольшом объеме, проблемы могут возникнуть при увеличении дозы.

  • Полезен витамин В3 (ниацин).
  • Витамин В6 (пиридоксин) также оказывает благотворное воздействие.
  • Тиамин (витамин В1) полезен при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
  • У пациентов с этим диагнозом, как правило, понижен уровень магния.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности может сопровождаться понижением уровня цинка.
  • Может быть понижен уровень кальция.
  • Дефицит незаменимых жирных кислот, в частности омега-3, характерен для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В 2003 г. шотландские исследователи выяснили, что у детей с таким диагнозом жирные кислоты омега-3 распадаются гораздо быстрее, чем у здоровых детей.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает окислительный стресс.
  • Добавки с содержанием омега-3 и гамма-линоленовой кислоты оказывают благотворное воздействие на ход заболевания. Однако одной лишь докозагексаеновой кислоты недостаточно. Эффективность лечения заметно улучшает небольшое количество эйкозапентаеновой кислоты из рыбьего жира.
  • Как показывает ряд исследований, на течение заболевания благотворно воздействует кофеин, хотя его, конечно, нельзя считать лекарством. Так что избегать напитков, в которых присутствует кофеин, — по крайней мере, взрослым — совсем не обязательно. Содержащиеся в них антиоксиданты на самом деле могут оказаться полезными.

Омега-3 положительно влияет на гиперактивность у детей

Медицинские исследования указывают на положительный эффект приема Омега-3 у гиперактивных детей. Употребление Омега-3 помогает детям и подросткам с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и дислексией (проблемы с чтением и правописанием), а также улучшает координацию. К такому заключению пришли авторы статьи из медицинского журнала «Достижения в Нейрофармакологии и Биологической Психологии» (Progress in Neuro-Psychofarmacology & Biological Psychiatry.

Исследование, получившее наибольшее внимание, Дурхем исследование (Durham) разработанное учеными Университета Оксфорда и опубликованное в «Американском Журнале по Педиатрии», подчеркивает важность жирных кислот ЭПК (Эйкозапентаеновая кислота) и ДГК (Декозагексаеновая кислота) при развитии детского мозга.

Ученые при Оксфордском университете показали, что у 40% детей улучшились способности читать и писать при регулярном употреблении Омега-3. Результаты также показали значительные улучшения концентрации детей и их поведения. Исследования проводились с детьми, у которых были проблемы с координацией, состояние, которое называется диспраксия. Спустя всего 6 месяца, у половины детей, которые принимали Омега-3, наблюдалось заметное улучшение.

 Что такое Омега-3?

Это особый вид жирных кислот. Каждую клетку живого организма окружает белково-липидная мембрана, контролирующая все процессы жизнедеятельности клетки. В состав липидного (жирового) слоя мембраны как раз и входят Омега-3 жиры. Этот особый вид жиров настолько необходим клеткам, что при их дефиците клетки перестают нормально функционировать.

Омега-3 необходимы для прохождения импульсов по клеткам сердца, головного мозга, обеспечивают функцию клеток кровеносных сосудов, суставов, слизистых оболочек, влияют на настроение, память, концентрацию внимания; нехватка Омега-3 в мембранах клеток мозга провоцирует нарушение работы мозга по многим направлениям — от синдрома дефицита внимательности, гиперактивности, депрессии, болезни Альцгеймера до рассеянного склероза.

Широкомасштабные исследования по коррекции синдрома дефицита внимательности, гиперактивности при помощи лечебных доз Омега-3, как сообщают доктора Бургесс, Стевене и Салем, показывают ошеломительные результаты: «сочетание высоких доз Омега-3 с антиоксидантами показывают высокую успешность в лечении детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.

Диета Фейнгольда

Это максимальное исключение продуктов, содержащих искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки.

Обязательным является прием 1 000 мг. кальция и не менее 400 мг. магния в сутки.

Это связано с тем, что у более чем 85% детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности выявляется дисбактериоз и поражение органов пищеварения, что зачастую сопровождается непереносимостью молока и поэтому требуется полная отмена молочных продуктов.

Кальций в сложившейся ситуации играет роль детоксиканта, снижает аллергизацию. Кроме того, он крайне необходим для нервной системы растущего организма.

Роль магния также весьма многогранна, он помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к сладкому, что также нежелательно в рационе ребенка с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.

Очень важно, чтобы препараты кальция и магния не содержали ароматизаторов, подсластителей и прочих «завлекалочек» для улучшения вкуса.

У 95% детей с диагностируемом СДВГ, уровень Омега-3 в крови на 35 и более процентов ниже, чем у здоровых сверстников.

Исследователи Лаура Стевенс и Джон Бургисс (Великобритания) утверждают, что тест на уровень Омега-3 в крови обязателен для всех детей и подростков для раннего выявления синдрома дефицита внимательности, гиперактивности.

  • Экстракт корня валерианы, хмель, страстоцвет, применяются при этом заболевании с хорошими результатами и практически без побочных эффектов.
  • Включайте в питание фрукты и овощи (за исключением содержащих салицилаты).
  • Исключите из питания рафинированный сахар и содержащие его продукты, а также пищевые продукты с искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами или прошедшие технологическую обработку.
  • Не употребляйте в пишу продукты, содержащие салицилаты: яблоки, абрикосы, вишню, смородину, все ягоды, персики, сливы, чернослив, помидоры, огурцы, апельсины.
  • Не употребляйте в пищу яблочный уксус, сало, сливочное масло, леденцы, маргарин, горчицу, соль, прохладительные напитки, соевый соус, чай.
  • Не применяйте антациды, капли от кашля, парфюмерию, леденцы от кашля и фарингита.
  • Попробуйте применять на элиминационную диету, чтобы выявить продукты, ухудшающие состояние.

Читайте дальше: Минералы в диете ФКУ

Источник

Рыбий жир поступает из тканей жирной рыбы и является одним из самых богатых источников 2 незаменимых омега-3 жирных кислот, EPA (эйкозапентаеновая кислота) и DHA (докозагексаеновая кислота). Нашему организму нужны омега-3 жирные кислоты; однако, поскольку наши тела не могут их производить, мы должны получать их либо с пищей, которую мы едим, например, сардинами, тунцом, лососем, скумбрией, сельдью, голубыми рыбами и черной треской, либо с помощью пищевых добавок.

Когда в организме низкий уровень омега-3, это может вызвать различные когнитивные проблемы и расстройства настроения, некоторые из которых могут быть похожи на симптомы СДВГ.

СДВГ и Омегас

Исследования показывают, что люди, живущие с СДВГ, имеют более низкий уровень омега-3 в организме по сравнению с людьми, которые не имеют СДВГ. Это не означает, что низкий уровень омега-3 вызывает СДВГ или что прием омега-добавки вылечит СДВГ. Тем не менее, исследования показывают, что прием добавки может улучшить ваши симптомы СДВГ, что является хорошей новостью.

Преимущества Омега-3, когда у вас есть СДВГ

Прием омега-3 добавки имеет много преимуществ:

  • Улучшение симптомов СДВГ, таких как улучшение внимания, способности к концентрации внимания и памяти.
  • Может способствовать снижению симптомов сосуществующих состояний СДВГ, таких как беспокойство, депрессия и биполярное расстройство.
  • Возможное снижение побочных эффектов от стимуляторов, прописанных для вашего СДВГ. Как всегда, проконсультируйтесь с врачом, прежде чем принимать добавки.
  • Многие женщины с СДВГ страдают от ПМС, и их симптомы СДВГ усугубляются. Прием омега-3 добавки может уменьшить симптомы ПМС.
  • Улучшите свое общее здоровье. Когда вы живете с СДВГ, легко забыть и другие аспекты вашего здоровья. Омега-3 может помочь с уровнем холестерина, здоровьем сердца и уменьшить симптомы астмы.

Выбор дополнения

Существует 3 типа омега-3, ALA (альфа-линоленовая кислота), DHA (докозагексаеновая кислота) и EPA (эйкозапентаеновая кислота). DHA и EPA — это те, которые содержатся в рыбе и пищевых добавках, и обычно являются предпочтительными. АЛК встречается в растениях, таких как семена льна.

Добавки рыбьего жира обычно содержат два типа жирных кислот: эйкозапентаеновая кислота (EPA) и докозагексаеновая кислота (DHA). Ищите капсулы, которые содержат по крайней мере в три-четыре раза больше EPA по сравнению с DHA.

Проконсультируйтесь с врачом

Хотя омега-3 легко доступны в диетических продуктах и ​​аптеках, важно поговорить с врачом, прежде чем начать принимать их. Все добавки могут иметь побочные эффекты и изменять реакцию организма на лекарства, назначенные врачом. Омеги могут «разжижать кровь» и увеличивать риск кровотечений, особенно при высоких дозах. Они также могут вызвать расстройство желудка. Кроме того, проконсультируйтесь с врачом о дозировке мега-3. Как и в большинстве вещей, вы можете иметь слишком много хорошего. Прием большого количества омега-3 может вызвать кровотечение из носа или геморрагический инсульт.

Рыбные отрыжки

Термин «рыбные отрыжки» обычно заставляет людей смеяться. Это отрыжки, которые по вкусу похожи на рыбу, даже если вы не ели рыбу. Некоторые люди на самом деле не отрыгивают, но имеют во рту рыбное послевкусие. Этот побочный эффект от приема омега-добавок может быть настолько неприятным, что люди могут перестать принимать омега-3, что означает, что они также перестают получать преимущества, которые они предоставляют. Если вы получаете рыбу отрыжки, есть несколько вариантов, чтобы попробовать.

  • Ищите омега с энтеросолюбильной оболочкой. Эти капсулы имеют более толстое покрытие, которое может помочь при отрыжке.
  • Попробуйте жидкость омега-3. Жидкость часто ароматизируется, например, лимоном, так что на вкус она довольно приятная. Жидкая форма также является хорошим вариантом, если у вас есть проблемы с глотанием таблеток.
  • Поэкспериментируйте со временем суток, когда вы принимаете добавки. С вашим ужином часто бывает хорошее решение.

Сколько времени нужно, чтобы заметить улучшения?

Сканирование мозга показывает, что омега помогают вашему мозгу работать более эффективно. Это может занять некоторое время, чтобы увидеть потенциальные преимущества добавок омега-3.

Источник

 ïÞÅÎØ ÞÁÓÔÏ ÄÅÔÉ  ÞÒÅÚÍÅÒÎÏ ÐÏÄ×ÉÖÎÙ,
ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÙ, ÄÒÕÇÉÍÉ ÓÌÏ×ÁÍÉ, «ÒÁÓÔÏÒÍÏÖÅÎÙ». ðÒÉÞÉÎÙ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ
ÓÌÅÄÕÀÝÉÅ:

— ÄÅÆÉÃÉÔ ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÌÉÎÅÎÁÓÙÝÅÎÎÙÈ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ;
— ÞÒÅÚÍÅÒÎÏÅ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÕÇÌÅ×ÏÄÏ×;
— ÞÒÅÚÍÅÒÎÏÅ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÐÉÝÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÅÊ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ É ËÏÎÓÅÒ×ÁÎÔÙ.

óÉÎÄÒÏÍ
ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ, ËÁË ÏÞÅ×ÉÄÎÏ ÉÚ ÎÁÚ×ÁÎÉÑ,
ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏÊ ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔØÀ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØÀ É/ÉÌÉ
ÉÍÐÕÌØÓÉ×ÎÏÓÔØÀ, ËÏÔÏÒÙÅ ÕÈÕÄÛÁÀÔ ÏÂÝÅÎÉÅ, ÕÞÅÂÕ. ðÒÉÚÎÁËÁÍÉ ÜÔÏÇÏ
ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÓÌÕÖÁÔ ÎÅÏÒÇÁÎÉÚÏ×ÁÎÎÏÓÔØ, ÏÔÓÔÁ×ÁÎÉÅ × ÕÞÅÂÅ, ÎÉÚËÁÑ
ÐÒÏÄÕËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÔÒÕÄÁ, ÐÅÒÅÍÅÎÙ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÑ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑ × ÐÏÚÎÁ×ÁÔÅÌØÎÏÊ
ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÙÅ ×ÚÒÙ×Ù, ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÓÎÁ, ÎÅÔÅÒÐÅÌÉ×ÏÓÔØ É
ÞÁÓÔÏÅ ÐÅÒÅÂÉ×ÁÎÉÅ ÄÒÕÇÉÈ.

òÁÚÕÍÅÅÔÓÑ, ËÏÇÄÁ ÒÅÂÅÎÏË ÉÌÉ ×ÚÒÏÓÌÙÊ
ÞÅÌÏ×ÅË ×ÅÄÅÔ ÓÅÂÑ ÐÏÄÏÂÎÙÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, ÐÏÒÔÑÔÓÑ ×ÚÁÉÍÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑ Ó
ÏËÒÕÖÁÀÝÉÍÉ É ÓÔÒÁÄÁÅÔ ÓÁÍÏÏÃÅÎËÁ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÜÔÏÇÏ
ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÉÍÅÅÔ ÏÇÒÏÍÎÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ ÚÁÔÑÎÕ×ÛÅÊÓÑ
ÂÏÌÅÚÎÉ ÍÏÇÕÔ ÏËÁÚÁÔØÓÑ ËÁÔÁÓÔÒÏÆÉÞÅÓËÉÍÉ. õÞÅÎÙÅ ÎÁÂÌÀÄÁÌÉ ÚÁ ÍÏÌÏÄÙÍÉ
ÌÀÄØÍÉ, ËÏÔÏÒÙÍ × 7 ÌÅÔ ÂÙÌ ÐÏÓÔÁ×ÌÅÎ ÄÉÁÇÎÏÚ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ
×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ. ÷ 22 ÇÏÄÁ ÜÔÉ ÀÎÏÛÉ ÉÍÅÌÉ ÒÑÄ ÐÒÏÂÌÅÍ ×
ÓÏÃÉÁÌØÎÏÍ ÐÌÁÎÅ: ÏÎÉ ÓÏ×ÅÒÛÁÌÉ ÐÒÅÓÔÕÐÌÅÎÉÑ, ÚÌÏÕÐÏÔÒÅÂÌÑÌÉ ÁÌËÏÇÏÌÅÍ,
ÉÍÅÌÉ ÓÌÏÖÎÏÓÔÉ Ó ÞÔÅÎÉÅÍ, Á ÔÁËÖÅ ÓÅÒØÅÚÎÏ ÏÔÓÔÁ×ÁÌÉ × ÕÞÅÂÅ.
óÔÁÎÄÁÒÔÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ
×ËÌÀÞÁÅÔ × ÓÅÂÑ ÐÒÉÅÍ ÓÔÉÍÕÌÑÎÔÏ× É ÁÍÆÅÔÁÍÉÎÏ× É ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ×ÒÁÞÏÍ-
ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏÍ.

ëÏÎÅÞÎÏ, ÌÅËÁÒÓÔ×Á, ÐÒÉÍÅÎÑÅÍÙÅ ÄÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ ÜÔÏÇÏ
ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ, ÎÅÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÙ É ÉÍÅÀÔ ÐÏÂÏÞÎÙÅ ÜÆÆÅËÔÙ, ÏÄÎÁËÏ ÏÎÉ ÐÏÍÏÇÁÀÔ
ÉÚÍÅÎÉÔØ ËÁÞÅÓÔ×Ï ÖÉÚÎÉ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× × ÌÕÞÛÕÀ ÓÔÏÒÏÎÕ. ðÅÞÁÌØÎÏ, ÞÔÏ
ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÇÏ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Á ÓÔÁÒÁÀÔÓÑ ÉÚÂÅÇÁÔØ ÍÎÏÇÉÅ ÄÏËÔÏÒÁ,
ÒÏÄÉÔÅÌÉ É ÄÅÔÉ. ìÅËÁÒÓÔ×Á ÓÔÉÍÕÌÑÎÔÙ ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙ: × 75 %
ÓÌÕÞÁÅ× ÌÅÞÅÎÉÅ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë
ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÍ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÁÍ, Á ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ, ÉÈ ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ É ÕÞÉÔÅÌÅÊ ÜÔÏ
ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅ ÐÌÏÈÏ. ÷ÅÄØ ÜÔÏ ÌÅÞÅÎÉÅ × ÄÁÌØÎÅÊÛÅÍ ÍÏÖÅÔ ÐÏÍÏÞØ ÍÏÌÏÄÏÍÕ
ÞÅÌÏ×ÅËÕ ÐÏÌÕÞÉÔØ ÈÏÒÏÛÅÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ, Ï×ÌÁÄÅÔØ ÐÒÏÆÅÓÓÉÅÊ, ÓÄÅÌÁÔØ
ËÁÒØÅÒÕ, ËÁË ÏÎ ÔÏÇÏ ÚÁÓÌÕÖÉ×ÁÅÔ. ó ÐÏÍÏÝØÀ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÇÏ ÐÉÔÁÎÉÑ ÍÏÖÎÏ
ÓÄÅÌÁÔØ ÌÅÞÅÎÉÅ ÅÝÅ ÂÏÌÅÅ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙÍ.


ï ÞÅÍ ÇÏ×ÏÒÑÔ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ




âÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ÎÁÌÉÞÉÅ Ó×ÑÚÉ ÍÅÖÄÕ ÒÁÃÉÏÎÏÍ
ÐÁÃÉÅÎÔÁ É ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

äÅÔÉ Ó ÜÔÉÍ ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÁÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÒÅÁÇÉÒÕÀÔ ÎÁ ÔÅÓÔ ÎÁ ÔÏÌÅÒÁÎÔÎÏÓÔØ Ë
ÇÌÀËÏÚÅ. «ëÒÉ×ÁÑ» ÇÌÀËÏÚÙ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×ÕÅÔ Ï ÇÉÐÏÇÌÉËÅÍÉÉ (ÎÉÚËÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ
ÓÁÈÁÒÁ × ËÒÏ×É), ËÏÔÏÒÁÑ ÁËÔÉ×ÉÚÉÒÕÅÔ ÓÉÍÐÁÔÉÞÅÓËÕÀ (ÓÔÒÅÓÓÏ×ÕÀ) ×ÅÔ×Ø
ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ. üÔÏ ÚÎÁÞÉÔ, ÞÔÏ ×ÓËÏÒÅ ÐÏÓÌÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ
ÂÏÌØÛÏÇÏ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÓÁÈÁÒÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÐÁÄ ÕÒÏ×ÎÑ ÇÌÀËÏÚÙ ×
ËÒÏ×É, ÞÔÏ, × Ó×ÏÀ ÏÞÅÒÅÄØ, ÓÔÉÍÕÌÉÒÕÅÔ ×ÙÄÅÌÅÎÉÅ ÇÏÒÍÏÎÏ× ÓÔÒÅÓÓÁ.
äÁÖÅ ÅÓÌÉ ÐÁÃÉÅÎÔÙ Ó ÔÁËÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ ÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÐÅÒÅÎÏÓÑÔ ÓÁÈÁÒ ×
ÎÅÂÏÌØÛÏÍ ÏÂßÅÍÅ, ÐÒÏÂÌÅÍÙ ÍÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÎÕÔØ ÐÒÉ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÉ ÄÏÚÙ.

— ðÏÌÅÚÅÎ ×ÉÔÁÍÉÎ ÷3 (ÎÉÁÃÉÎ).
— ÷ÉÔÁÍÉÎ ÷6 (ÐÉÒÉÄÏËÓÉÎ) ÔÁËÖÅ ÏËÁÚÙ×ÁÅÔ ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ.
— ôÉÁÍÉÎ (×ÉÔÁÍÉÎ ÷1) ÐÏÌÅÚÅÎ ÐÒÉ ÓÉÎÄÒÏÍÅ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.
— õ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× Ó ÜÔÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÐÏÎÉÖÅÎ ÕÒÏ×ÅÎØ ÍÁÇÎÉÑ.
— óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÍÏÖÅÔ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÔØÓÑ ÐÏÎÉÖÅÎÉÅÍ ÕÒÏ×ÎÑ ÃÉÎËÁ.
— íÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÐÏÎÉÖÅÎ ÕÒÏ×ÅÎØ ËÁÌØÃÉÑ.

äÅÆÉÃÉÔ ÎÅÚÁÍÅÎÉÍÙÈ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ, × ÞÁÓÔÎÏÓÔÉ ÏÍÅÇÁ-3, ÈÁÒÁËÔÅÒÅÎ ÄÌÑ
ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ. ÷ 2003 Ç. ÛÏÔÌÁÎÄÓËÉÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌÉ ×ÙÑÓÎÉÌÉ, ÞÔÏ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÔÁËÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ ÖÉÒÎÙÅ ËÉÓÌÏÔÙ
ÏÍÅÇÁ-3 ÒÁÓÐÁÄÁÀÔÓÑ ÇÏÒÁÚÄÏ ÂÙÓÔÒÅÅ, ÞÅÍ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ ÄÅÔÅÊ.
— óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ×ÙÚÙ×ÁÅÔ ÏËÉÓÌÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÔÒÅÓÓ.

äÏÂÁ×ËÉ Ó ÓÏÄÅÒÖÁÎÉÅÍ ÏÍÅÇÁ-3 É ÇÁÍÍÁ-ÌÉÎÏÌÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÏËÁÚÙ×ÁÀÔ
ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÎÁ ÈÏÄ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ. ïÄÎÁËÏ ÏÄÎÏÊ ÌÉÛØ
ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÌÅÞÅÎÉÑ ÚÁÍÅÔÎÏ
ÕÌÕÞÛÁÅÔ ÎÅÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÉÚ ÒÙÂØÅÇÏ ÖÉÒÁ.

ëÁË ÐÏËÁÚÙ×ÁÅÔ ÒÑÄ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ, ÎÁ ÔÅÞÅÎÉÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏ
×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÕÅÔ ËÏÆÅÉÎ, ÈÏÔÑ ÅÇÏ, ËÏÎÅÞÎÏ, ÎÅÌØÚÑ ÓÞÉÔÁÔØ ÌÅËÁÒÓÔ×ÏÍ. ôÁË
ÞÔÏ ÉÚÂÅÇÁÔØ ÎÁÐÉÔËÏ×, × ËÏÔÏÒÙÈ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×ÕÅÔ ËÏÆÅÉÎ, — ÐÏ ËÒÁÊÎÅÊ ÍÅÒÅ,
×ÚÒÏÓÌÙÍ — ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅ ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏ. óÏÄÅÒÖÁÝÉÅÓÑ × ÎÉÈ ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÙ ÎÁ
ÓÁÍÏÍ ÄÅÌÅ ÍÏÇÕÔ ÏËÁÚÁÔØÓÑ ÐÏÌÅÚÎÙÍÉ.

ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÏ ×ÌÉÑÅÔ ÎÁ ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ Õ ÄÅÔÅÊ

íÅÄÉÃÉÎÓËÉÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÕËÁÚÙ×ÁÀÔ ÎÁ ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÊ ÜÆÆÅËÔ ÐÒÉÅÍÁ ïÍÅÇÁ-3 Õ
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÙÈ ÄÅÔÅÊ. õÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÍÏÇÁÅÔ ÄÅÔÑÍ É ÐÏÄÒÏÓÔËÁÍ Ó
óä÷ç (óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ) É ÄÉÓÌÅËÓÉÅÊ
(ÐÒÏÂÌÅÍÙ Ó ÞÔÅÎÉÅÍ É ÐÒÁ×ÏÐÉÓÁÎÉÅÍ), Á ÔÁËÖÅ ÕÌÕÞÛÁÅÔ ËÏÏÒÄÉÎÁÃÉÀ. ë
ÔÁËÏÍÕ ÚÁËÌÀÞÅÎÉÀ ÐÒÉÛÌÉ Á×ÔÏÒÙ ÓÔÁÔØÉ ÉÚ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÏÇÏ ÖÕÒÎÁÌÁ
«äÏÓÔÉÖÅÎÉÑ × îÅÊÒÏÆÁÒÍÁËÏÌÏÇÉÉ É âÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ðÓÉÈÏÌÏÇÉÉ» (Progress in
Neuro-Psychofarmacology & Biological Psychiatry.

éÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ,
ÐÏÌÕÞÉ×ÛÅÅ ÎÁÉÂÏÌØÛÅÅ ×ÎÉÍÁÎÉÅ, äÕÒÈÅÍ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ (Durham)
ÒÁÚÒÁÂÏÔÁÎÎÏÅ ÕÞÅÎÙÍÉ õÎÉ×ÅÒÓÉÔÅÔÁ ïËÓÆÏÒÄÁ É ÏÐÕÂÌÉËÏ×ÁÎÎÏÅ ×
«áÍÅÒÉËÁÎÓËÏÍ öÕÒÎÁÌÅ ÐÏ ðÅÄÉÁÔÒÉÉ», ÐÏÄÞÅÒËÉ×ÁÅÔ ×ÁÖÎÏÓÔØ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ
üðë (üÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ) É äçë (äÅËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ) ÐÒÉ
ÒÁÚ×ÉÔÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÍÏÚÇÁ.

õÞÅÎÙÅ ÐÒÉ ïËÓÆÏÒÄÓËÏÍ ÕÎÉ×ÅÒÓÉÔÅÔÅ
ÐÏËÁÚÁÌÉ, ÞÔÏ Õ 40% ÄÅÔÅÊ ÕÌÕÞÛÉÌÉÓØ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ ÞÉÔÁÔØ É ÐÉÓÁÔØ ÐÒÉ
ÒÅÇÕÌÑÒÎÏÍ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÉ ïÍÅÇÁ-3. òÅÚÕÌØÔÁÔÙ ÔÁËÖÅ ÐÏËÁÚÁÌÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÅ
ÕÌÕÞÛÅÎÉÑ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ÄÅÔÅÊ É ÉÈ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ. éÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÌÉÓØ Ó
ÄÅÔØÍÉ, Õ ËÏÔÏÒÙÈ ÂÙÌÉ ÐÒÏÂÌÅÍÙ Ó ËÏÏÒÄÉÎÁÃÉÅÊ, ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ, ËÏÔÏÒÏÅ
ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÄÉÓÐÒÁËÓÉÑ. óÐÕÓÔÑ ×ÓÅÇÏ 6 ÍÅÓÑÃÁ, Õ ÐÏÌÏ×ÉÎÙ ÄÅÔÅÊ, ËÏÔÏÒÙÅ
ÐÒÉÎÉÍÁÌÉ ïÍÅÇÁ-3, ÎÁÂÌÀÄÁÌÏÓØ ÚÁÍÅÔÎÏÅ ÕÌÕÞÛÅÎÉÅ.

 äÉÅÔÁ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ

— ÜÔÏ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÅ ÉÓËÌÀÞÅÎÉÅ ÐÒÏÄÕËÔÏ×, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÈ ÉÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÙÅ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ, ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÏÒÙ, ÈÉÍÉÞÅÓËÉÅ ÄÏÂÁ×ËÉ.

ïÂÑÚÁÔÅÌØÎÙÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉÅÍ 1 000 ÍÇ. ËÁÌØÃÉÑ É ÎÅ ÍÅÎÅÅ 400 ÍÇ. ÍÁÇÎÉÑ × ÓÕÔËÉ.

üÔÏ
Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÔÅÍ, ÞÔÏ Õ ÂÏÌÅÅ ÞÅÍ 85% ÄÅÔÅÊ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ
×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ É ÐÏÒÁÖÅÎÉÅ
ÏÒÇÁÎÏ× ÐÉÝÅ×ÁÒÅÎÉÑ, ÞÔÏ ÚÁÞÁÓÔÕÀ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÎÅÐÅÒÅÎÏÓÉÍÏÓÔØÀ ÍÏÌÏËÁ
É ÐÏÜÔÏÍÕ ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÐÏÌÎÁÑ ÏÔÍÅÎÁ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÐÒÏÄÕËÔÏ×.

ëÁÌØÃÉÊ ×
ÓÌÏÖÉ×ÛÅÊÓÑ ÓÉÔÕÁÃÉÉ ÉÇÒÁÅÔ ÒÏÌØ ÇÉÐÏÁÌÌÅÒÇÉÚÕÀÝÅÇÏ É ÄÅÔÏËÓÉÃÉÒÞÀÝÅÇÏ
æÁËÔÏÒÁ, ËÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÏÎ ËÒÁÊÎÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍ ÄÌÑ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ ÒÁÓÔÕÝÅÇÏ
ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ.

òÏÌØ ÍÁÇÎÉÑ ÔÁËÖÅ ×ÅÓØÍÁ ÍÎÏÇÏÇÒÁÎÎÁ, ÏÎ ÐÏÍÏÇÁÅÔ
ÕÒÁ×ÎÏ×ÅÓÉÔØ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÑ É ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ × ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÅ É
ÕÍÅÎØÛÁÅÔ ÔÑÇÕ ÒÅÂÅÎËÁ Ë ÛÏËÏÌÁÄÕ, ËÏÔÏÒÙÊ ÔÁËÖÅ ÎÅÖÅÌÁÔÅÌÅÎ × ÒÁÃÉÏÎÅ
ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

ïÞÅÎØ
×ÁÖÎÏ, ÞÔÏÂÙ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ ËÁÌØÃÉÑ É ÍÁÇÎÉÑ ÎÅ ÓÏÄÅÒÖÁÌÉ ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÏÒÏ×,
ÐÏÄÓÌÁÓÔÉÔÅÌÅÊ É ÐÒÏÞÉÈ «ÚÁ×ÌÅËÁÌÏÞÅË» ÄÌÑ ÕÌÕÞÛÅÎÉÑ ×ËÕÓÁ.

æÉÒÍÁ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔÅÌØ ÄÏÌÖÎÁ ÇÁÒÁÎÔÉÒÏ×ÁÔØ ×ÙÓÏÞÁÊÛÅÅ ËÁÞÅÓÔ×Ï Ó×ÏÉÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ÔÁË ËÁË ÒÅÞØ ÉÄÅÔ Ï ÌÅÞÅÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ.

ïÓÏÂÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ × ÎÅÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ óä÷ç ÉÍÅÅÔ ïÍÅÇÁ-3.

õ 95% ÄÅÔÅÊ Ó ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÒÕÅÍÏÍ óä÷ç, ÕÒÏ×ÅÎØ ïÍÅÇÁ-3 × ËÒÏ×É ÎÁ 35 É ÂÏÌÅÅ ÐÒÏÃÅÎÔÏ× ÎÉÖÅ»ÞÅÍ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ Ó×ÅÒÓÔÎÉËÏ×.

éÓÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌÉ
ìÁÕÒÁ óÔÅ×ÅÎÓ É äÖÏÎ âÕÒÇÉÓÓ (÷ÅÌÉËÏÂÒÉÔÁÎÉÑ) ÕÔ×ÅÒÖÄÁÀÔ, ÞÔÏ ÔÅÓÔ ÎÁ
ÕÒÏ×ÅÎØ ïÍÅÇÁ-3 × ËÒÏ×É ÏÂÑÚÁÔÅÌÅÎ ÄÌÑ ×ÓÅÈ ÄÅÔÅÊ É ÐÏÄÒÏÓÔËÏ× ÄÌÑ
ÒÁÎÎÅÇÏ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÑ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

þÔÏ ÔÁËÏÅ ïÍÅÇÁ-3?

üÔÏ
ÏÓÏÂÙÊ ×ÉÄ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ. ëÁÖÄÕÀ ËÌÅÔËÕ ÖÉ×ÏÇÏ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÏËÒÕÖÁÅÔ
ÂÅÌËÏ×Ï-ÌÉÐÉÄÎÁÑ ÍÅÍÂÒÁÎÁ, ËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÀÝÁÑ ×ÓÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ÖÉÚÎÅÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ
ËÌÅÔËÉ.

÷ ÓÏÓÔÁ× ÌÉÐÉÄÎÏÇÏ (ÖÉÒÏ×ÏÇÏ) ÓÌÏÑ ÍÅÍÂÒÁÎÙ ËÁË ÒÁÚ É ×ÈÏÄÑÔ ïÍÅÇÁ-3 ÖÉÒÙ.

üÔÏÔ ÏÓÏÂÙÊ ×ÉÄ ÖÉÒÏ× ÎÁÓÔÏÌØËÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍ ËÌÅÔËÁÍ, ÞÔÏ ÐÒÉ ÉÈ ÄÅÆÉÃÉÔÅ ËÌÅÔËÉ ÐÅÒÅÓÔÁÀÔ ÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÆÕÎËÃÉÏÎÉÒÏ×ÁÔØ.

ïÍÅÇÁ-3
ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙ ÄÌÑ ÐÒÏÈÏÖÄÅÎÉÑ ÉÍÐÕÌØÓÏ× ÐÏ ËÌÅÔËÁÍ ÓÅÒÄÃÁ, ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ
ÍÏÚÇÁ, ÏÂÅÓÐÅÞÉ×ÁÀÔ ÆÕÎËÃÉÀ ËÌÅÔÏË ËÒÏ×ÅÎÏÓÎÙÈ ÓÏÓÕÄÏ×, ÓÕÓÔÁ×Ï×,
ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÏÂÏÌÏÞÅË, ×ÌÉÑÀÔ ÎÁ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÅ, ÐÁÍÑÔØ, ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÀ ×ÎÉÍÁÎÉÑ;
ÎÅÈ×ÁÔËÁ ïÍÅÇÁ-3 × ÍÅÍÂÒÁÎÁÈ ËÌÅÔÏË ÍÏÚÇÁ ÐÒÏ×ÏÃÉÒÕÅÔ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÂÏÔÙ
ÍÏÚÇÁ ÐÏ ÍÎÏÇÉÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÑÍ — ÏÔ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ, ÄÅÐÒÅÓÓÉÉ, ÂÏÌÅÚÎÉ áÌØÃÇÅÊÍÅÒÁ ÄÏ ÒÁÓÓÅÑÎÎÏÇÏ ÓËÌÅÒÏÚÁ.

éÓÔÏÞÎÉËÏÍ ïÍÅÇÁ-3 ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÖÉÒÎÁÑ ÒÙÂÁ, ÍÅÎØÛÅ ïÍÅÇÁ-3 × ÏÒÅÈÁÈ, ÓÅÍÅÎÁÈ ÌØÎÁ.

ûÉÒÏËÏÍÁÓÛÔÁÂÎÙÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÐÏ ËÏÒÒÅËÃÉÉ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÒÉ ÐÏÍÏÝÉ ÌÅÞÅÂÎÙÈ ÄÏÚ ïÍÅÇÁ-3, ËÁË ÓÏÏÂÝÁÀÔ ÄÏËÔÏÒÁ
âÕÒÇÅÓÓ, óÔÅ ×ÅÎÅ É óÁÌÅÍ, ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ÏÛÅÌÏÍÉÔÅÌØÎÙÅ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÙ:
«ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÙÓÏËÉÈ ÄÏÚ ïÍÅÇÁ-3 Ó ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÁÍÉ ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ×ÙÓÏËÕÀ
ÕÓÐÅÛÎÏÓÔØ × ÌÅÞÅÎÉÉ ÄÅÔÅÊ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

öÉÒÎÙÅ ËÉÓÌÏÔÙ — ÞÒÅÚ×ÙÞÁÊÎÏ ÍÏÝÎÁÑ É ×ÁÖÎÁÑ ÓÕÂÓÔÁÎÃÉÑ ÄÌÑ ËÌÅÔÏË ÍÏÚÇÁ ÒÅÂÅÎËÁ».

÷ ÞÅÍ ÒÁÚÎÉÃÁ ÍÅÖÄÕ ÄÁ×ÎÏ ÉÚ×ÅÓÔÎÙÍ ÒÙÂØÉÍ ÖÉÒÏÍ É ËÁÐÓÕÌÁÍÉ ïÍÅÇÁ-3?

òÙÂÉÊ
ÖÉÒ — ÜÔÏ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÓÅÈ ÖÉÒÏÒÁÓÔ×ÏÒÉÍÙÈ ÓÕÂÓÔÁÎÃÉÊ, ËÏÔÏÒÙÅ
ÎÁËÁÐÌÉ×ÁÀÔÓÑ × ÐÅÞÅÎÉ ÒÙÂ. äÌÑ ÔÏÇÏ ÞÔÏÂÙ ÏÂÅÓÐÅÞÉÔØ ÓÕÔÏÞÎÕÀ ÌÅÞÅÂÎÕÀ
ÄÏÚÕ ïÍÅÇÉ-3, ÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË ÄÏÌÖÅÎ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 15 ÓÔÏÌÏ×ÙÈ ÌÏÖÅË
ÒÙÂØÅÇÏ ÖÉÒÁ.

ëÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ×ÉÔÁÍÉÎÏ× á É D × ÔÁËÏÍ ÏÂßÅÍÅ ÒÙÂØÅÇÏ
ÖÉÒÁ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÔÏËÓÉÞÎÙÍ É ×ÙÚ×ÁÔØ ÏÔÒÁ×ÌÅÎÉÅ ÕÖÅ ÎÁ 3-7 ÓÕÔËÉ ÌÅÞÅÎÉÑ,
Á ÄÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÔÅÒÁÐÉÉ ïÍÅÇÁ -3 ÐÒÉ óä÷ç ÄÏÌÖÎÁ ÂÙÔØ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 3
ÍÅÓÑÃÅ×. ëÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÐÅÞÅÎØ ÌÀÂÏÇÏ ÖÉ×ÏÇÏ ÓÕÝÅÓÔ×Á — ÜÔÏ ÆÉÌØÔÒ, ÎÁ
ËÏÔÏÒÏÍ ÏÓÁÖÄÁÅÔÓÑ ÍÎÏÇÏ ÏÐÁÓÎÙÈ ×ÅÝÅÓÔ×.

äÉÅÔÏÌÏÇÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ
ÏÔËÁÚÙ×ÁÔØÓÑ ÏÔ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÑ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÏÒÇÁÎÏ× ÖÉ×ÏÔÎÙÈ, ÒÙÂ, ÐÔÉÃ
×ÏÏÂÝÅ ÉÌÉ ÓÏËÒÁÔÉÔØ ÞÁÓÔÏÔÕ ÉÈ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÑ ÄÏ 1-2 ÒÁÚ × ÍÅÓÑÃ.

ïÍÅÇÁ-3 ÄÏÌÖÎÁ ÂÙÔØ ÄÏÂÙÔÁ ÉÚ ÖÉÒÁ ÔÅÌÁ (ÍÙÛÅÞÎÏÊ ÔËÁÎÉ) ÒÙÂÙ, Á ÎÅ ÉÚ ÖÉÒÁ ÐÅÞÅÎÉ ÒÙÂÙ.

òÏÄÉÔÅÌÑÍ ÂÏÌØÎÏÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÎÁ×ÅÒÎÑËÁ ÚÎÁÔØ, ÞÔÏ ÚÁ ÐÒÅÐÁÒÁÔ ÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÉÈ ÒÅÂÅÎÏË.

ëÁÞÅÓÔ×ÅÎÎÁÑ ïÍÅÇÁ-3 ÎÅ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÄÅÛÅ×ÏÊ, ÏÄÎÁËÏ É ×ÙÓÏËÁÑ ÃÅÎÁ ÐÒÏÄÕËÔÁ ÎÅ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ 100% ÇÁÒÁÎÔÉÅÊ ËÁÞÅÓÔ×Á.

îÅ
ÐÏÌÅÎÉÔÅÓØ ×ÙÑÓÎÉÔØ, ËÁË ÄÁ×ÎÏ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ÆÉÒÍÁ-ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔÅÌØ, × ËÁËÏÊ
ÓÔÒÁÎÅ ÚÁÒÅÇÉÓÔÒÉÒÏ×ÁÎÏ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÓÔ×Ï ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ É ËÁËÏÇÏ ÕÒÏ×ÎÑ ËÏÎÔÒÏÌØ
ËÁÞÅÓÔ×Á ÓÙÒØÑ É ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÐÒÏÃÅÓÓ.


ï ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÁÈ

ìÕÞÛÉÍ
ÎÁ ÓÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÄÅÎØ ÐÒÉÚÎÁÎ ÐÒÅÐÁÒÁÔ, ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÝÉÊ ÓÏÂÏÊ ×ÙÔÑÖËÕ ÉÚ
×ÉÎÏÇÒÁÄÎÙÈ ÚÅÒÅÎ É ËÏÖÉÃÙ ×ÉÎÏÇÒÁÄÁ × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ Ó ÜËÓÔÒÁËÔÁÍÉ ÂÏÌÅÅ ÞÅÍ
10 Ï×ÏÝÅÊ É ÆÒÕËÔÏ× – Grapine w PÇÏtÅÓtÏÇs. óÔÅÐÅÎØ
ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÎÏÊ ÚÁÝÉÔÙ Õ ÄÁÎÎÏÇÏ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ × 30 É 50 ÒÁÚ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏ
×ÙÛÅ, ÞÅÍ Õ ×ÉÔÁÍÉÎÏ× ó É å, ÚÁ ÓÞÅÔ ÓÉÎÜÒÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ×ÙÔÑÖÅË ÉÚ
Ï×ÏÝÅÊ É ÆÒÕËÔÏ×. ÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË, ÓÏÂÌÀÄÁÀÝÉÊ ÄÉÅÔÕ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ, ÐÏÌÕÞÉÔ
ÐÏÌÎÙÊ ÎÁÂÏÒ ×ÉÔÁÍÉÎÏ×, ÍÉËÒÏÜÌÅÍÅÎÔÏ× É ÍÉÎÅÒÁÌÏ× ÂÅÚ ÒÉÓËÁ
ÁÌÌÅÒÇÉÚÁÃÉÉ.


óÈÅÍÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ Ó óä÷ç ÂÅÚ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÑ ÐÓÉÈÏÔÒÏÐÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×:

1.óÏÂÌÀÄÅÎÉÅ ÄÉÅÔÙ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ (ÉÓËÌÀÞÅÎÉÅ ÐÒÏÄÕËÔÏ×, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÈ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ, ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÁÔÏÒÙ, ËÏÎÓÅÒ×ÁÎÔÙ É ÓÌÁÄÏÓÔÉ).

2.ëÁÌØÃÉÊ
íÁÇÎÉÊ èÅÌÁÔ (NSP) 2 ÔÁÂÌÅÔËÉ ÄÎÅÍ É 2 ÔÁÂÌÅÔËÉ ×ÅÞÅÒÏÍ × ÔÅÞÅÎÉÅ 3-6
ÍÅÓÑÃÅ× Ó ÎÅÂÏÌØÛÉÍÉ ÐÅÒÅÒÙ×ÁÍÉ (5-7 ÄÎÅÊ ËÁÖÄÏÇÏ ÍÅÓÑÃÁ).

3.ïÍÅÇÁ-3
ÏÔ 3 ÄÏ 5 ËÁÐÓÕÌ × ÓÕÔËÉ × ÔÅÞÅÎÉÉ 3-6 ÍÅÓÑÃÅ× (ÕÔÏÞÎÉÔÅ ÄÏÚÕ Õ
ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏ×). îÁÉÂÏÌÅÅ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÙÅ ÄÏÚÙ ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 5-12 ÌÅÔ,
ÓÏÇÌÁÓÎÏ ÐÏÓÌÅÄÎÉÍ ÎÁÕÞÎÙÍ ÄÁÎÎÙÍ: 500 ÍÇ ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, 200
ÍÇ ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, 60 ÍÇ ÇÁÍÍÁ-ÌÉÎÏÌÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ. ÷ÚÒÏÓÌÙÍ
ÓÌÅÄÕÅÔ Õ×ÅÌÉÞÉÔØ ÄÏÚÉÒÏ×ËÕ × 2 ÒÁÚÁ. üÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ×
ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÂÏÌØÛÅ, ×ÐÌÏÔØ ÄÏ 2000 ÍÇ × ÄÅÎØ. îÅ ×ÓÅÇÄÁ
ÐÏÄÈÏÄÉÔ ÌØÎÑÎÏÅ ÍÁÓÌÏ — ×ÙÒÁÂÏÔËÁ ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ É
ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÎÁÒÕÛÅÎÁ. ìÕÞÛÅ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÒÙÂÉÊ ÖÉÒ.

4. çÒÅÊÐÁÊÎ Ó ÓÉÎÅÒÇÉÓÔ ÐÒÏÔÅËÔÏÒÏÍ 1 ÔÁÂÌÅÔËÁ × ÓÕÔËÉ × ÔÅÞÅÎÉÅ 3-6 ÍÅÓÑÃÅ×.

5. óÕÌØÆÁÔ ÃÉÎËÁ — 15-45 ÍÇ ÃÉÎËÁ ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏËÏÌÏ 10 ÌÅÔ.

6. çÉÎËÇÏ ÂÉÌÏÂÁ (100 ÍÇ) É ÖÅÎØÛÅÎØ (400 ÍÇ) ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏËÏÌÏ 10 ÌÅÔ.

7.íÁÇÎÉÊ É ×ÉÔÁÍÉÎ ÷6 — ÄÏÚÉÒÏ×ËÁ ÒÁÓÓÞÉÔÙ×ÁÅÔÓÑ ÐÏ ÍÁÓÓÅ ÔÅÌÁ.

8.
ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÓÅÄÁÔÉ×ÎÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ ÐÒÉÅÍ ×ÁÌÅÒÉÁÎÙ ÚÁ 30-45 ÍÉÎÕÔ ÄÏ
ÓÎÁ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÁÌÅÒÉÁÎÙ Ó ÜËÓÔÒÁËÔÁÍÉ ÈÍÅÌÑ, ÐÁÓÓÉƬÌÏÒÙ ÉÌÉ
ÉÍÂÉÒÑ, ÃÉÍÉÃÉÆÕÇÉ, ÂÕË×ÉÃÙ – üÊÔ 1 ËÁÐÓÕÌÁ 1 – 2 Ò × ÄÅÎØ ×
ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÒÅÂÅÎËÁ.

9. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÌÅÞÅÎÉÑ
ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÐÒÏÂÌÅÍ (ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ, ÐÁÔÏÌÏÇÉÑ ÄÒÕÇÉÈ ×ÎÕÔ-ÒÅÎÎÉÈ
ÏÒÇÁÎÏ×) ÏÂÒÁÔÉÔÅÓØ Ë ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÕ ÐÏ ÔÒÁ×ÎÙÍ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁÍ, ÔÁË ËÁË ÄÌÑ
ÒÅÂÅÎËÁ Ó óä÷ç ËÁË, ×ÐÒÏÞÅÍ, É ÄÌÑ ÌÀÂÏÇÏ ÄÒÕÇÏÇÏ, ËÒÁÊÎÅ ÎÅÖÅÌÁÔÅÌÅÎ
ÎÅÏÐÒÁ×ÄÁÎÎÙÊ ÐÒÉÅÍ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ×. ÷ÐÏÌÎÅ ×ÅÒÏÑÔÎÏ, ÞÔÏ ×ÏÚÍÏÖÎÏ
ÎÁÊÔÉ ÁÌØÔÅÒÎÁÔÉ×Õ ÌÅËÁÒÓÔ×ÁÍ × ÍÉÒÅ ÔÒÁ× (ÎÕÔÒÉÃÅ×ÔÉËÏ×).

åÓÔØ
×ÙÂÏÒ ÉÚ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÎÁ ÓÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÄÅÎØ ÓÐÏÓÏÂÏ× ×ÙÌÅÞÉÔØ ÏÔ óä÷ç
÷ÁÛÅÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ. ÷ÁÍ ÐÒÉÄÅÔÓÑ ÉÚÍÅÎÉÔØ ÏÂÒÁÚ ÖÉÚÎÉ, ÐÒÉ×ÙÞËÉ,
ÐÉÝÅ×ÙÅ ÓÔÅÒÅÏÔÉÐÙ ×ÓÅÊ ÓÅÍØÉ. ïÄÎÁËÏ, ÚÄÏÒÏ×ØÅ ÷ÁÛÅÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ — ÜÔÏ
ÄÏÓÔÏÊÎÁÑ ÃÅÌØ! îÅËÏÔÏÒÙÅ ÄÅÔÉ ÏÔÒÅÁÇÉÒÕÀÔ ÎÁ ÷ÁÛÉ ÕÓÉÌÉÑ ÕÖÅ ÞÅÒÅÚ
ÎÅÓËÏÌØËÏ ÄÎÅÊ, ÄÒÕÇÉÍ, ×ÏÚÍÏÖÎÏ, ÐÏÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÍÅÓÑÃÅ×

äÌÑ ÐÏÌÕÞÅÎÉÑ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏÊ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÉ ÓÍÏÔÒÉÔÅ ÓÁÊÔ Nature’s Sunshine Products:

https://www.nsp.com.ua

ðÉÛÉÔÅ:

nutri@mail.ru

:

ëÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÑ ×ÒÁÞÁ É ÚÁËÁÚ ÐÏ ÐÁÒÔÎÅÒÓËÉÍ ÃÅÎÁÍ ÐÏ ÔÅÌ. (097)260-43-12 (õËÒÁÉÎÁ)

áÒÈÉ×:

https://www.subscribe.ru/archive/science.health.nutrinsp

Источник