Рыбий жир ленинградских речных фонарей метафора

Рыбий жир ленинградских речных фонарей метафора thumbnail

«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры«рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты«декабрьский денек», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 48.

Источник

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich’s Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Категория: Литература.

Анализ лирического текста (на примере стихотворения О. Э. Мандельштама «Ленинград»)

Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Читайте также:  Рыбий жир биафишенол в капсулах состав
Основные особенностипрозыпоэзии
СфераОсвоение повседневного бытия людей во всей его сложностиНепосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта
СодержаниеВажен сюжет, последовательное развитие событийВнутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания
ЯзыкХудожественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.

С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

  1. Год написания произведения.
  2. В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
  3. Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
  4. Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

5. Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

  1. Композиция (построение произведения).
  2. Жанр произведения ( если не указан выше)
  3. Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
  4. Язык художественного произведения.
  5. Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т. д. ).
  6. Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
  7. Собственная аргументированная оценка, вывод.

Привожу примерный анализ стихотворения О. Э. Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

1930г.

План анализаПримеры
1Год написания произведенияО. Э. Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г
2В какой период творчества поэта оно написано В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста.
3Тема стихотворенияЛирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко.
4Идея стихотворенияЛирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток. .
5СюжетСтихотворение состоит из 7 строф:

1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город;

2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой;

4-я. 5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет;

6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде.

6 КомпозицияКомпозиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека.
7Жанр произведенияСтихотворение
8Система образовМожно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый. . )

Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» – Петербург и Ленинград.

9Язык художественного произведенияВ стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ – Я. . В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка.
10Выразительные средства языкаЭпитеты –лестница черная, зловещий деготь;

Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок;

Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях. ;

Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;

Антитеза:приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда

Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.

Находим аллитерацию:

Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

11Размер стихаТрехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный анапест
12Собственная аргументированная оценка«Ленинград» – одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т. е. с прошлым, которого нет.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе:

по которым найду мертвецов голоса.

Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении.

Читайте также:  Барака рыбий жир капсулы

Литература:

1. Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г

2. Н. А. Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М. , 2005г.

3. Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.

Т. А. Васенина, КОГОКУ ВСШ, пгт Восточный Омутнинского района Кировской области

Метки: Литература

Источник

article465605.jpg

«Ленинград» 

 ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~ 

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Декабрь 1930

 Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград»

Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях. Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, но, сменив имя, остался все тем же величественным, красивым и удивительно притягательным городом для поэта.

В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев. Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках. Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.

Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек. Она из таких коммуналок стала домом и для Осипа Мандельштама с супругой. Но поэт был по-настоящему счастлив, пообещав себе, что больше никогда не покинет этот удивительный город. Тем не менее, в 1930 году ему пришлось по просьбе члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина отправиться в командировку на Кавказ, где поэт, к тому времени уже практически переставший писать стихи, проводит несколько месяцев. По возвращении из командировки он создает стихотворение «Ленинград», в котором не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь.

Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей» дарит поэту давно забытое чувство умиротворения. Тем не менее, автор ощущает себя в родном городе чужестранцем, который словно бы совершил путешествие во времени, зловещее и необратимое. Обращаясь к любимому городу, поэт заявляет: «Петербург, я еще не хочу умирать». Он словно бы предвидит свою судьбу и предчувствует, что стрелка часов, именуемых жизнью, лично для него уже начала свой обратный отсчет. Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса». Последнее образное выражение, к сожалению, не является преувеличением, так как большинство друзей юности автора давно уже нашли свой последний приют в болотистой питерской земле. А их квартиры, знавшие звонкий смех и жаркие споры литераторов, теперь служат пристанищем для вчерашних крестьян, которые даже понятия не имеют о том, чьи именно занимают апартаменты.

Читайте также:  Можно ли пить аевит вместе с рыбьим жиром

Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».

Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.

Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!

У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Осип Мандельштам ~ Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез)

 Алла Пугачева — Ленинград

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник