Рыбий жир ленинградских фонарей
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.
История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.
Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.
Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное. Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой. Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.
Стихотворный размер: четырехстопный анапест.
Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.
Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.
Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек». В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных». Они создают не самые приятные ощущения.
Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.
- Следующий стих → Осип Мандельштам — Бессонница, Гомер, Тугие паруса
- Предыдущий стих → Осип Мандельштам — Когда удар с ударами встречается
Читать стих поэта Осип Мандельштам — Ленинград на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.
История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»
Тема стихотворения – встреча с родным городом.
Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ
Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».
Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».
История создания
Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.
В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».
Тема
В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».
Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.
Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.
Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.
Композиция
Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.
Жанр
Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.
Средства выразительности
Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».
В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 47.
Источник
Категория: Литература.
Анализ лирического текста (на примере стихотворения О. Э. Мандельштама «Ленинград»)
Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.
Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.
Основные особенности | прозы | поэзии |
Сфера | Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности | Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта |
Содержание | Важен сюжет, последовательное развитие событий | Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания |
Язык | Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. | Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз. |
С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
- Год написания произведения.
- В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
- Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
- Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).
5. Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).
- Композиция (построение произведения).
- Жанр произведения ( если не указан выше)
- Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
- Язык художественного произведения.
- Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т. д. ).
- Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
- Собственная аргументированная оценка, вывод.
Привожу примерный анализ стихотворения О. Э. Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда – так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
1930г.
№ | План анализа | Примеры |
1 | Год написания произведения | О. Э. Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г |
2 | В какой период творчества поэта оно написано | В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста. |
3 | Тема стихотворения | Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко. |
4 | Идея стихотворения | Лирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток. . |
5 | Сюжет | Стихотворение состоит из 7 строф: 1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город; 2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой; 4-я. 5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет; 6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде. |
6 | Композиция | Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека. |
7 | Жанр произведения | Стихотворение |
8 | Система образов | Можно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый. . ) Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» – Петербург и Ленинград. |
9 | Язык художественного произведения | В стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ – Я. . В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка. |
10 | Выразительные средства языка | Эпитеты –лестница черная, зловещий деготь; Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок; Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях. ; Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом; Антитеза:приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург. Находим аллитерацию: Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления. |
11 | Размер стиха | Трехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный анапест |
12 | Собственная аргументированная оценка | «Ленинград» – одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т. е. с прошлым, которого нет. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок. Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе: по которым найду мертвецов голоса. Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении. |
Литература:
1. Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г
2. Н. А. Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М. , 2005г.
3. Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.
Т. А. Васенина, КОГОКУ ВСШ, пгт Восточный Омутнинского района Кировской области
Метки: Литература
Источник
Лирический герой стихотворения заново встречается с тем городом, где он состоялся как человек и художник, где жили его друзья, со многими из которых встретиться уже не суждено (одни, как Гумилёв, погибли, другие оказались в эмиграции) . Поэт чувствует свою кровную, физическую связь с городом (“до прожилок, до детских припухлых желёз”). Это связь с культурным пространством города (“…Рыбий жир ленинградских речных фонарей”), с его своеобразным природным ландшафтом (“декабрьский денёк”: “желток” в следующей строчке является метафорой солнца, а “зловещий дёготь” — тусклого пасмурного неба с устремлённым туда дымом фабричных труб) , но прежде всего — с людьми, населявшими и населяющими город (“У меня ещё есть адреса, // По которым найду мертвецов голоса”). Такая связь может быть разорвана только насильственно, теми “дорогими гостями”, которые приходят ночью, без приглашения, с мясом вырывают дверной звонок, и последствия их прихода вполне сравнимы со смертельным выстрелом в висок. Такая интерпретация образа “гостей” поддерживается нарастающим ощущением тревоги, опасности, гибели, которое коренится в метафорическом строе стихотворения — от “голосов мертвецов” до “кандалов” дверных цепочек.
Образная структура стихотворения непроста и не поддаётся однозначной расшифровке. Мандельштаму вообще было свойственно влечение к усложнённой образности. Он прекрасно ощущал тайну поэтического слова и сознательно предоставлял читателю возможность неоднозначного прочтения своих стихов. Слово не только обозначает какой-то реальный предмет или действие, но и вызывает в сознании бесконечный поток ассоциаций. Таков “рыбий жир” речных фонарей. За этой метафорой стоит и ощущение целительности ленинградского пейзажа, и память о детских болезнях, и стремление передать тусклый свет ночного фонаря, и ещё что-то неуловимое, не поддающееся пересказу. “Чёрная лестница”, где живёт герой, это не только выход во двор, но и деталь, которая, если вспомнить многозначность прилагательного “чёрный”, приобретает символическое значение. Натуралистическое определение звонка, “вырванного с мясом”, невольно приводит на ум разрушительное действие выстрела, а здесь к тому же рядом стоит словосочетание “ударяет в висок”. Напомним также выразительную метафору “кандалы” по отношению к дверным цепочкам. Значение подобных образов заключено в сумме тех ассоциативных представлений, которые встают перед читателем.
Перед нами лирический монолог, причём во втором и третьем двустишиях герой явно обращается к себе самому; этот монолог в середине стихотворения перебивается взволнованными обращениями к Петербургу. Обратим внимание, что даже с названием города не всё ясно: “Петербург” он или всё-таки “Ленинград”? Отсутствие у объекта закреплённого имени подразумевает и отсутствие у него чёткой внутренней доминанты, ведущее к неопределённости, хаотичности его организации. Может быть, Мандельштам имел в виду именно эти качества “города трёх революций”?
Завораживающий ритм четырёхстопного анапеста и врезающиеся в сознание парные мужские рифмы (среди которых отметим одну неточную: “умирать” — “номера”) вовлекают нас в необычный мир стихотворения с неменьшей силой, чем искусная вязь метафорических образов.
Источник
Автор Маргарита Малиновская На чтение 5 мин. Опубликовано 30.03.2020
Для Осипа Мандельштама Ленинград всегда был особым местом. Он относился к нему с трепетом и большой любовью, несмотря на то, что его родиной была Варшава. Его душа всегда рвалась к этому старинному городу даже после многочисленных ссылок и скитаний. Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград» помогает понять, с каким чувством поэт относится к городу, какие чувства испытал, вернувшись в него.
История создания
В 20-х годах Мандельштаму удается вернуться в Петербург, который к тому времени уже называется Ленинградом. Он преобразился и был уже не таким, как в памяти поэта, однако все еще занимал отдельное место в его душе.
Одним из самых печальных для него вещей было преобразование ленинградских особняков, которые стали коммуналками. В них теперь могло ютиться больше 50 человек. В одном из этих домов пришлось остановиться Мандельштаму вместе с женой. Он дает себе обещание, что больше никогда не покинет город мечты, но уже в 1930 году поэт вынужден отправиться в командировку на Кавказ. Там он проводит несколько месяцев, переживает творческий кризис. Когда настала пора вернуться в любимый город, поэт создал стихотворение «Ленинград». Уже из заглавия понятно, о чем пойдет речь.
Стихи Осипа Мандельштама являются своеобразным признанием в любви к городу, ведь в каждое возвращение поэт открывает его с новой неожиданной стороны.
Основная тема
Основной темой в анализе стихотворения Мандельштама «Ленинград» является возращение на родину. Пусть он и изменился до неузнаваемости, для поэта город по-прежнему является «знакомым до слез», а в силуэтах все же можно проследить прежние ассоциации, сравнить их с теми, что были в памяти. Стихотворение наполнено тревогой, потому что, пусть Ленинград остался любимым, Мандельштам все же чувствует себя чужим. Все стихотворение пронизано предчувствием скорой беды: «Петербург, я еще не хочу умирать». Его тревога оправдана. Революции уже суждено стихнуть, а у поэта больше нет сил противостоять новому строю.
В «Ленинграде» Мандельштама есть и признания. Лирический герой обращается к городу, используя восклицания, пытается уцепиться за любую вещь, лишь бы не чувствовать себя чужаком. Чувствуется эмоциональный всплеск поэта. Он признается, что город еще хранит в себе адреса его знакомых, а значит, существует неразрывная нить между ним и творением Петра.
Лирический герой жаждет встречи со своими друзьями, подолгу стоит на лестнице, ожидая их появления: «Я на лестнице черной живу». Для Мандельштама Ленинград остался городом ушедшей юности, которая навсегда осталась в его памяти.
По своей наполненности «Ленинград» отличается от его ранних стихов — «Адмиралтейства» и «Казино». Между строк теперь читается тоска поэта, его осознание, что все, его внутреннее состояние в том числе, изменилось, и время уже не повернуть вспять.
Композиция стихотворения
При анализе стихотворения Мандельштама можно отметить композицию, характерную для его творчества. Она сплошная, нельзя выделить по смыслу какую-либо отдельную часть. Это встречается и в других его стихах, например, в «Ласточке» или «Раковине». По чувственной наполненности они также близки «Ленинграду».
Структурно каждая строфа — это двустишие (дистих). Всего их семь, в каждом из них отдельное упоминание какого-то воспоминания, связанного с городом, или же описано чувство лирического героя.
Жанр произведения
По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Это один из характерных жанров Мандельштама, существующих в его творчестве наравне с посланием, ведь вся его поэзия — это удивительное переплетение символизма и акмеизма.
Стихотворение пронизано грустью и глубокой печалью. Почему же так выходит? Лирический герой сердцем видит все изменения, произошедшие в городе, ведь он теперь стал совсем другим, не таким, как в его юношеские годы. Все пребывание героя в пределах дома — это ожидание старых знакомых, которые уже не спешат в гости: «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных». В последних двустишиях ярко видны разочарование и тоска.
«Ленинград» написан четырехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой.
Средства выразительности
При помощи метафор и эпитетов Осипу Мандельштаму удается передать эмоции лирического героя. В тексте встречаются следующие эпитеты:
- Декабрьский денек.
- Черная лестница.
- Припухлые железы.
- Зловещий деготь.
Стихотворение не отличается большим количеством прилагательных, но автор использует их с умом. Чувства поэт изливает и с помощью метафор:
- Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.
- «Где к зловещему дегтю подмешан желток».
- Кандалы цепочек дверных.
В тексте мы натыкаемся на олицетворения, ведь поэт обращается к Ленинграду, как к человеку: «Петербург, у меня еще есть адреса». Здесь же встречаются и фразеологизмы «знакомый до слез», «вырванный с мясом».
По языковой наполненности стихотворение отвечает модернистскому канону.
Все стихотворение пронизано ощущением грядущей катастрофы в жизни Мандельштама. Он упоминает кандалы, как будто уже знает, как закончится его судьба. Ощущение тоски не покидает на протяжении прочтения стихотворения, усиливается к концу, оставляя после себя грустный осадок.
Источник