Рыбий жир фонарей мандельштам

Рыбий жир фонарей мандельштам thumbnail

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.

История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.

Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.

Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное. Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой. Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.

Стихотворный размер: четырехстопный анапест.

Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.

Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.

Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек». В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных». Они создают не самые приятные ощущения.

Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.

  • Следующий стих → Осип Мандельштам — Бессонница, Гомер, Тугие паруса
  • Предыдущий стих → Осип Мандельштам — Когда удар с ударами встречается

Читать стих поэта Осип Мандельштам — Ленинград на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Категория: Литература.

Анализ лирического текста (на примере стихотворения О. Э. Мандельштама «Ленинград»)

Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Основные особенностипрозыпоэзии
СфераОсвоение повседневного бытия людей во всей его сложностиНепосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта
СодержаниеВажен сюжет, последовательное развитие событийВнутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания
ЯзыкХудожественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.

С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

  1. Год написания произведения.
  2. В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
  3. Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
  4. Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

5. Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

  1. Композиция (построение произведения).
  2. Жанр произведения ( если не указан выше)
  3. Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
  4. Язык художественного произведения.
  5. Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т. д. ).
  6. Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
  7. Собственная аргументированная оценка, вывод.

Привожу примерный анализ стихотворения О. Э. Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

1930г.

План анализаПримеры
1Год написания произведенияО. Э. Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г
2В какой период творчества поэта оно написано В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста.
3Тема стихотворенияЛирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко.
4Идея стихотворенияЛирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток. .
5СюжетСтихотворение состоит из 7 строф:

1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город;

2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой;

4-я. 5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет;

6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде.

6 КомпозицияКомпозиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека.
7Жанр произведенияСтихотворение
8Система образовМожно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый. . )

Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» – Петербург и Ленинград.

9Язык художественного произведенияВ стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ – Я. . В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка.
10Выразительные средства языкаЭпитеты –лестница черная, зловещий деготь;

Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок;

Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях. ;

Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;

Антитеза:приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда

Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.

Находим аллитерацию:

Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

11Размер стихаТрехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный анапест
12Собственная аргументированная оценка«Ленинград» – одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т. е. с прошлым, которого нет.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе:

по которым найду мертвецов голоса.

Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении.

Литература:

1. Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г

2. Н. А. Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М. , 2005г.

3. Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.

Т. А. Васенина, КОГОКУ ВСШ, пгт Восточный Омутнинского района Кировской области

Метки: Литература

Источник

«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры«рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты«декабрьский денек», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 47.

Источник

Осип Мандельштам «Ленинград». Мой анализ
поэтического текста (2005 год)

    
Из моей статьи «Учимся анализировать
поэтический текст. О.Э.Мандельштам «Ленинград» в журнале «Русский язык и
литература для школьников», 2006, №1, с.8-14.

Осип Мандельштам
 «Ленинград»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда — так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

       Стихотворение было написано в Ленинграде
в декабре 1930 г.

I. Определим
ритмический рисунок текста, проанализируем роль ритмических показателей
стихотворения.

      Метр — анапест, размер четырехстопный.
Константа на 12 слоге, анакруза двусложная, постоянная, клаузула мужская,
цезуры нет, все строчки одинаковой длины. Рифма в стихе мужская, конечная,
череду­ются точная и неточная, богатая и бедная, закрытая и открытая, ассо­нансная
и диссонансная. В стихотворении 7 строф по 2 стиха. Рифмовка в строфе парная
(смежная).

       Таким образом, ритмический рисунок
определяется четырехстопным анапе­стом. Константа
на 12 слоге, мужская клаузула создают твердое и жесткое ритмичное
начало. Двусложная постоянная анакруза придает строй­ность ритму.

II. Приступаем к анализу композиции.

      1 -я строфа — слова
лирического героя о возвращении в любимый го­род. 2-я, 3-я строфы — слова города
или диалог лирического героя с са­мим собой. 4-я, 5-я строфы — слова лирического
героя, обращенные к Петербургу, которого
уже нет. 6-я, 7-я строфы — слова лирического ге­роя о своих ощущениях в
Ленинграде. Формула композиции: 1 + 2 + 2 + 2. Форма композиции — диалог
лирического героя с городом или самим собой.

      Найдем ключевые слова.
Скорее всего, это будут слова « я и
город».«Я» — лирический герой, «город» — Петербург и Ленинград. Построим
словесные тематические ряды. Образ лирического героя создают слова: «я, знакомый до
слез, до прожилок, до детских припухлых желез, еще не хочу умирать, еще есть адреса,
мертвецов голоса, на лест­нице черной живу, в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок, всю
ночь жду гостей дорогих,
кандалами цепочек дверных». Образ
города создают слова: «мой город,
знакомый, мои номера телефонов, Петербург (о Петербурге); Ленинград, глотай
скорей рыбий жир ленинград­ских фонарей, декабрьский денек, зловещий деготь,
желток (о Ленинграде)».

         Композиция строится на
противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда.
Контрастны 1-я и 6—7-я строфы: Петербург детства проти­вопоставлен
Ленинграду взрослого человека. Не случайно это первое и последнее предложения,
т.е. сильные по­зиции текста, несущие основной смысл. Название «Ленинград»
(силь­ная позиция) подчеркивает обреченность лирического героя.

        Антитеза обнаруживается и
в 1-й и 2—3-й строфах: приметы умерше­го Петербурга и приметы живого
современного Ленинграда, также кон­трастны 4—5-я и 6—7-я строфы.

       Следовательно, Петербург
для поэта — это детство, друзья, культура, счастье. Ленинград — это
кошмар, страх, насилие. Ленинград убивает Петер­бург, а вместе с ним и мир
лирического героя. В основе композиции ле­жит прием антитезы.

III. Посмотрим, как развиваются эти художественные образы
по строфам.

      В 1-й строфе лирический герой
возвращается в родной город с ощу­щением детства. Во 2—3-й строфах он осознает,
что город другой, страшный, «ленинградский». В 4—5-й строфах лирический герой
отча­янно пытается вернуть прошлое (Петербург, друзья), но не обманывает себя (мертвецов голоса). В 6—7-й строфах он живет
в Ленинграде и ожи­дает с ужасом гибели.

       Художественные образы по мере развития
говорят о при­ближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград жив. Лирический герой помнит прекрасное прошлое и
живет в ужасном настоящем.

IV. Приступим к
анализу языковых уровней текста.

        Попытаемся найти повторяющиеся звуки
(звукопись).   Аллитерация на «р, л, з, ж, д»создает образ Петербурга,
ал­литерация на «р, щ, ш, ж, ч»—
образ Ленинграда. Преобладающие звон­кие звуки противопоставлены преобладающим
глухим звукам. На уров­не фонетики мы обнаружили прием контраста.

        Интерес
вызывает слово «цепочек», т.е.
малень­ких цепей (суффикс очек).Ассоциации к слову «цепь»:неволя, насилие — реализуются в словосочетание «кандалами цепочек». Корневая морфема подводит нас к
основной мысли стихотворения.

3.   

Лексический
уровень

        Найдем повторяющиеся слова и определим,
какова роль повтора. «Вернулся».В 1-й
строфе возвращение в любимый город, во 2-й строфе оказалось, что он стал
чужим (антитеза). В 1-й строфе «знакомый»,
т.е город детства, родной; в 3-й строфе «уз­навай»,т.е. чужой, неизвестный. «Скорей, скорее»во 2-й и 3-й
строфах в значении «забудь о прошлом, если хочешь жить». «Петербург»в 4-й, 5-й строфах
— отчаянное обращение к памяти. «Еще»в 4-й, 5-й строфах на­мекают на близкую гибель. На уровне лексики мы
обнаружили приемы повтора и противопо­ставления (Ленинград — Петербург).

4. Морфологический
уровень

       Подсчитаем
количество слов разных частей речи. Глаголы
и деепричастия — 12.

Имя
существительное и личное местоимение — 31. Имя прилагательное, причастие — 13.

Преобладают значительно имена существительные и личные местои­мения, налицо предметность. Автору важны ощущения и мысли лиричес­кого
героя. Личные местоимения «я — ты» создают диалогичность.

5.Синтаксический
уровень

      В тексте 8 предложений (в их числе обращения,
графически оформленные как предложения). Из них три  восклицательных (интонация выражает отчаяние).
1-е предложение — простое, осложненное
обособленным определением. 2-е
предложение — сложное, восклицательное, вторая часть побуди­тельная (приказ).
Тире подчеркивает противопоставление. 3-е
предложение — сложноподчиненное, первая часть побудительная.

4-е
предложение является обращением, восклицательное. 5-е предложение — сложное бессоюзное. Двоеточие вводит объясне­ние,
для чего лирическому герою нужно жить.

6-е предложение —
обращение, восклицательное.  7-е
предложение — сложноподчиненное. 8-е предложение — сложное, третья часть
осложнена обособленным обстоятельством.

       Итак, приемы повтора, противопоставления
обнаруживаются на различных языковых уровнях текста. Ощущение страха, насилия
пере­дается читателю средствами всех уровней языка.

V.Теперь попытаемся
найти тропы и фигуры в тексте, объяснить их
роль.

Метафоры

. «Рыбий
жир фонарей»— мутный цвет, неприятные вкусовые ощущения. «Деготь» — темнота, очень черное,
неприятное. «Желток»—
свет фонарей или жалкое декабрьское солнце. «Гости»представители НКВД; ироничность. «Вырванный с мясом
звонок»— рана, насилие,
смерть. «Мертвецов
голоса»— все близкие, жившие
в Ленинграде, погибают.

Метафорический эпитет.

  «Кандалы цепочек дверных»— страх, ожидание насилия.

Эпитеты.

   «Детские железы» — детство, счастье. «Зловещий деготь» — кошмар,
страх. Лестница
«черная» в переносном
значении вызывает ассоциации, связанные со смертью (в прямом значении —
противопоставляется па­радной лестнице).

Гости «дорогие»
ирония, на самом деле страшные (противопоставле­ние).

Олицетворения.

    «Петербург» — как живое любимое существо. «Звонок ударяет в висок»— как убийца. «Звонок, вырванный с мясом»— насилие.

Символы.

   «Петербург» — символ прошлого,
детства, счастья. «Ленинград»— символ настоящего, ужаса,
смерти.

Анафора.

   «Петербург»в двух центральных строфах (4-й и 5-й). Я
в 1-м и последнем предложениях. Композиционно
выделены ключевые слова: «я»и
«Петербург»— два ге­роя
стихотворения.

Инверсия.

  В последних
трех предложениях необычное синтаксическое построение (определение после
определяемого) увеличивает силу воздействия на читателя.

        Роль
художественных средств языка очевидна. Все они рабо­тают на основную
мысль стихотворения.

VI.Теперь мы можем
сформулировать тему и идею текста.
         Лирический
герой возвращается в любимый Петербург, в котором бы­ло тепло и уютно, но город уже стал Ленинградом, в котором жить страшно и одиноко. Стихотворение построено на контрасте прошлого и насто­ящего. Прошлое — это детство, друзья, культура, уют, Петербург. Настоя­щее — гибель культуры, друзей, самого лирического героя, Ленинград. Название
«Ленинград» — символ жизни, в которой нет места лири­ческому герою.

VII.Интерпретировать
поэтический текст помогает прием  Е.Эткинда
«Вверх по лестнице смыслов».

     Внешний сюжет. Возвращение лирического
героя в родной город, который превратился в город смерти.

Природа и человек. Декабрь вызывает у человека ощущения
трево­ги,
тоски, страха.

Мир и
человек. Лирический герой любит мир прошлого (Петер­бург). Он боится жить в
новом мире (Ленинград). Новый мир холоден и жесток, он подавляет все живое,
убивает все, что связано с прошлым.

Человек.
Душевное состояние человека ужасно: отчаяние, одино­чество, страх, тоска.

     Таким образом, анализ текста вывел нас к
авторской позиции Мандельштама.

Учимся анализировать поэтический текст

Часть 1. Примерная схема анализа поэтического текста

I. Ритмический  рисунок (организация).

Метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Размер (количество стоп в строчке, например, пятистопный). Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей (в стопе только два ударных слога). Рифма в стихе (точная-неточная, богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная). Рифмовка  в  строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая, охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая).

II. Композиция (построение) текста.

Строфы и стихи. Микротема каждой  части. Ключевые слова, словесные тематические ряды. Сильные позиции  текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

III. Художественные  образы  и  мотивы.

Лирический  герой.

IV. Художественное время и  пространство (хронотоп).

V. Языковые уровни текста.

1.Фонетический  уровень. Звукопись. Аллитерация на…(согласные). Ассонанс   на…(гласные).

2.Морфемный  уровень. Роль  морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).

3.Лексический уровень. Слова  книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы.

4.Морфологический  уровень. Преобладающие  части речи. Предметность, описательность, действенность.

5.Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный  порядок слов (инверсия). Роль  знаков  препинания.

VI. Языковые средства художественной изобразительности. Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.). Фигуры (обращение, анафора, антитеза, восклицание).

VII. Тема и идея  текста.

Часть 2. Строим фразы

  • Ритмический  рисунок  создаётся (например, пятистопным ямбом).
  • Рифмовка в строфе (например, охватная).  Рифма в стихе (например, точная и т.д.).
  • Композиция стихотворения состоит из (сколько частей, строф).
  • Образ (например, человека) … создают  ключевые слова ….
  • Словесный  ряд … вызывает ощущение (ассоциации) ….
  • Лирический  герой  в первой строфе …, а в последней … Повторы  слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов … создаёт … 
  • Троп (например, эпитет)… используется  с целью  …  
  • Тема этого стихотворения …
  • Анализ  текста   вывел нас к  авторской позиции. С точки  зрения поэта, … 

Источник