Рыбий жир детям при гиперактивности

Рыбий жир детям при гиперактивности thumbnail

Очень часто дети с фенилкетонурией, даже соблюдающие диету, черезмерно подвижны, невнимательны, другими словами, «расторможены». 

Гиперкинетический синдром, или синдром дефицита внимания (attention deficit hyperactivity disorder), — заболевание, связанное с нарушениями со стороны центральной нервной системы (ЦНС). Чаще всего встречается у детей и приводит к нарушениям поведения и проблемам с учебой.

Предрасполагающими факторами является:

  • наследственность
  • курение матери во время беременности
  • гипоксия во время родов
  • загрязнение окружающей среды
  • искусственные добавки к пищевым продуктам
  • свинцовое отравление
  • аллергии
  • родовая травма
  • консерванты и пищевые продукты, содержащие салицилаты
  • диета с низким содержанием белка
  • черезмерное потребление углеводов
  • дефицит Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот

К симптомам этого заболевания относятся:

  • низкая способность к концентрации внимания
  • тенденция к дракам и ссорам с другими детьми или к повреждению самого себя
  • эмоциональная лабильность
  • нарушения слуха и речи
  • нетерпение и нетерпимость
  • забывчивость
  • рассеянность
  • неспособность заканчивать задания
  • низкая толерантность к стрессу
  • трудности в учебе
  • отсутствие усидчивости
  • нарушения сна.

Необязательно все симптомы имеются одновременно. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивность, как очевидно из названия, характеризуется постоянной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью, которые ухудшают общение, учебу. Признаками этого расстройства служат неорганизованность, отставание в учебе, низкая продуктивность труда, перемены настроения, затруднения в познавательной деятельности, эмоциональные взрывы, нарушения сна, нетерпеливость и частое перебивание других.

Разумеется, когда ребенок или взрослый человек ведет себя подобным образом, портятся взаимоотношения с окружающими и страдает самооценка. Эффективное лечение этого расстройства имеет огромное значение, поскольку последствия затянувшейся болезни могут оказаться катастрофическими. Стандартное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя прием стимулянтов и амфетаминов и назначается врачом- специалистом.

Конечно, лекарства, применяемые для лечения этого заболевания, несовершенны и имеют побочные эффекты, однако они помогают изменить качество жизни пациентов в лучшую сторону. Однако ученые заметили, что с помощью правильного питания можно сделать лечение еще более эффективным.

О чем говорят исследования

Большинство исследований показывают наличие связи между рационом пациента и развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Дети с этим синдромом анормально реагируют на тест на толерантность к глюкозе. «Кривая» глюкозы свидетельствует о гипогликемии (низком уровне сахара в крови), которая активизирует симпатическую (стрессовую) ветвь нервной системы. Это значит, что вскоре после поступления в организм большого количества сахара происходит значительный спад уровня глюкозы в крови, что, в свою очередь, стимулирует выделение гормонов стресса. Даже если пациенты с таким диагнозом нормально переносят сахар в небольшом объеме, проблемы могут возникнуть при увеличении дозы.

  • Полезен витамин В3 (ниацин).
  • Витамин В6 (пиридоксин) также оказывает благотворное воздействие.
  • Тиамин (витамин В1) полезен при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
  • У пациентов с этим диагнозом, как правило, понижен уровень магния.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности может сопровождаться понижением уровня цинка.
  • Может быть понижен уровень кальция.
  • Дефицит незаменимых жирных кислот, в частности омега-3, характерен для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В 2003 г. шотландские исследователи выяснили, что у детей с таким диагнозом жирные кислоты омега-3 распадаются гораздо быстрее, чем у здоровых детей.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает окислительный стресс.
  • Добавки с содержанием омега-3 и гамма-линоленовой кислоты оказывают благотворное воздействие на ход заболевания. Однако одной лишь докозагексаеновой кислоты недостаточно. Эффективность лечения заметно улучшает небольшое количество эйкозапентаеновой кислоты из рыбьего жира.
  • Как показывает ряд исследований, на течение заболевания благотворно воздействует кофеин, хотя его, конечно, нельзя считать лекарством. Так что избегать напитков, в которых присутствует кофеин, — по крайней мере, взрослым — совсем не обязательно. Содержащиеся в них антиоксиданты на самом деле могут оказаться полезными.

Омега-3 положительно влияет на гиперактивность у детей

Медицинские исследования указывают на положительный эффект приема Омега-3 у гиперактивных детей. Употребление Омега-3 помогает детям и подросткам с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и дислексией (проблемы с чтением и правописанием), а также улучшает координацию. К такому заключению пришли авторы статьи из медицинского журнала «Достижения в Нейрофармакологии и Биологической Психологии» (Progress in Neuro-Psychofarmacology & Biological Psychiatry.

Исследование, получившее наибольшее внимание, Дурхем исследование (Durham) разработанное учеными Университета Оксфорда и опубликованное в «Американском Журнале по Педиатрии», подчеркивает важность жирных кислот ЭПК (Эйкозапентаеновая кислота) и ДГК (Декозагексаеновая кислота) при развитии детского мозга.

Ученые при Оксфордском университете показали, что у 40% детей улучшились способности читать и писать при регулярном употреблении Омега-3. Результаты также показали значительные улучшения концентрации детей и их поведения. Исследования проводились с детьми, у которых были проблемы с координацией, состояние, которое называется диспраксия. Спустя всего 6 месяца, у половины детей, которые принимали Омега-3, наблюдалось заметное улучшение.

 Что такое Омега-3?

Это особый вид жирных кислот. Каждую клетку живого организма окружает белково-липидная мембрана, контролирующая все процессы жизнедеятельности клетки. В состав липидного (жирового) слоя мембраны как раз и входят Омега-3 жиры. Этот особый вид жиров настолько необходим клеткам, что при их дефиците клетки перестают нормально функционировать.

Омега-3 необходимы для прохождения импульсов по клеткам сердца, головного мозга, обеспечивают функцию клеток кровеносных сосудов, суставов, слизистых оболочек, влияют на настроение, память, концентрацию внимания; нехватка Омега-3 в мембранах клеток мозга провоцирует нарушение работы мозга по многим направлениям — от синдрома дефицита внимательности, гиперактивности, депрессии, болезни Альцгеймера до рассеянного склероза.

Широкомасштабные исследования по коррекции синдрома дефицита внимательности, гиперактивности при помощи лечебных доз Омега-3, как сообщают доктора Бургесс, Стевене и Салем, показывают ошеломительные результаты: «сочетание высоких доз Омега-3 с антиоксидантами показывают высокую успешность в лечении детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.

Диета Фейнгольда

Это максимальное исключение продуктов, содержащих искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки.

Обязательным является прием 1 000 мг. кальция и не менее 400 мг. магния в сутки.

Это связано с тем, что у более чем 85% детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности выявляется дисбактериоз и поражение органов пищеварения, что зачастую сопровождается непереносимостью молока и поэтому требуется полная отмена молочных продуктов.

Кальций в сложившейся ситуации играет роль детоксиканта, снижает аллергизацию. Кроме того, он крайне необходим для нервной системы растущего организма.

Роль магния также весьма многогранна, он помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к сладкому, что также нежелательно в рационе ребенка с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.

Очень важно, чтобы препараты кальция и магния не содержали ароматизаторов, подсластителей и прочих «завлекалочек» для улучшения вкуса.

У 95% детей с диагностируемом СДВГ, уровень Омега-3 в крови на 35 и более процентов ниже, чем у здоровых сверстников.

Исследователи Лаура Стевенс и Джон Бургисс (Великобритания) утверждают, что тест на уровень Омега-3 в крови обязателен для всех детей и подростков для раннего выявления синдрома дефицита внимательности, гиперактивности.

  • Экстракт корня валерианы, хмель, страстоцвет, применяются при этом заболевании с хорошими результатами и практически без побочных эффектов.
  • Включайте в питание фрукты и овощи (за исключением содержащих салицилаты).
  • Исключите из питания рафинированный сахар и содержащие его продукты, а также пищевые продукты с искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами или прошедшие технологическую обработку.
  • Не употребляйте в пишу продукты, содержащие салицилаты: яблоки, абрикосы, вишню, смородину, все ягоды, персики, сливы, чернослив, помидоры, огурцы, апельсины.
  • Не употребляйте в пищу яблочный уксус, сало, сливочное масло, леденцы, маргарин, горчицу, соль, прохладительные напитки, соевый соус, чай.
  • Не применяйте антациды, капли от кашля, парфюмерию, леденцы от кашля и фарингита.
  • Попробуйте применять на элиминационную диету, чтобы выявить продукты, ухудшающие состояние.

Читайте дальше: Минералы в диете ФКУ

Источник

дети ссорятся

  • Источник
  • Автор

Специалисты со всего мира отмечают, что сейчас практически во всем мире увеличивается количество детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Психологи и неврологи утверждают, что есть даже такие страны, в которых за последние годы количество таких малышей увеличилось в десятки раз. Как же помочь детям с СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у ребенка – это не следствие неправильного его воспитания. Но в то же время, назвать точные причины проявления этого расстройства никто назвать не может. Специалисты уверяют, что это неврологическо-психологическое расстройство развития, которое проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чаще всего это синдром дети перерастают.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Гиперактивность: советы психологов

На сегодня выделено несколько теорий, которые можно назвать предрасполагающими факторами к возникновению детской гиперактивности. На первом месте стоит экологическая ситуация в мире, дальше идут инфцирование и вредные привычки мамы во время вынашивания плода (курение, употребление алкоголя, наркотиков), несовместимость ребенка и мамы по резус-фактору, хронические заболевания будущей мамы, проблемы во время родов (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стимуляция родовой деятельности и пр.). Другими факторами развития гиперактивности у детей неврологи называют заболевания малыша в грудничковом периоде, которые вызывали повышение температуры тела и требовали приема сильно действующих лекарств, наличие хронических болезней, влияющих на нормальную работу мозга (астма, диабет, проблемы с сердцем…). Также существует теория, которую пытались подтвердить ученые из Германии, США и Колумбии. Они уверены, что СДВГ – это генетическое заболевание, которое в зависимости от окружающей ребенка обстановки может либо усугубиться, либо же даже не проявиться. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Гиперактивность — нарушение, подобное аутизму

В отличие от заграничного лечения, в нашей стране редко применяются лекарственные средства при лечении СДВГ. Обычно используется коррекция поведения гиперактивного малыша, когда в работу с ним включаются, неврологи, психологи и педагоги. А вот по поводу приема транквилизаторов, которые широко применяются заграницей, все чаще стали выступать различные эксперты. Недавно д-р Пол Стиллман (Dr Paul Stillman) из педиатрической больницы в Сассексе после длительного наблюдения за детьми с поведенческими расстройствами сделал заявление, предлагая родителям в первую очередь изменить рацион своего ребенка, а затем разрешить ему играть в компьютерные игры.

Рыбий жир детям при гиперактивности

Что обязательно должно быть в рационе ребенка? Специалист уверяет, что это рыбий жир, в составе которого есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. Эти длинноцепочечные жирные кислоты были обнаружены в клеточных мембранах мозга, и существует теория, что они играют важную роль в передаче сигналов между нейронами.

Наблюдение за 90 детьми показало, что постоянное употребление ими рыбьего жира оказывает такое же влияние на детей с СДВГ, как и лекарственные средства, но при этом побочных явлений, как после приема транквилизаторов не возникает.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: 7 поводов для радости для родителей гиперактивного ребенка

Кстати, о пользе компьютерных игр для ребенка с СДВГ ранее заявили норвежские ученые. Они провели исследование с детьми в возрасте от 4 до 6 лет, и оказалось, что именно игры на компьютере помогают детям с гиперактивностью и проблемами с концентрацией внимания легче найти общий язык со сверстниками и строить отношения с людьми за пределами семьи.

Источник

 ïÞÅÎØ ÞÁÓÔÏ ÄÅÔÉ  ÞÒÅÚÍÅÒÎÏ ÐÏÄ×ÉÖÎÙ,
ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÙ, ÄÒÕÇÉÍÉ ÓÌÏ×ÁÍÉ, «ÒÁÓÔÏÒÍÏÖÅÎÙ». ðÒÉÞÉÎÙ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ
ÓÌÅÄÕÀÝÉÅ:

— ÄÅÆÉÃÉÔ ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÌÉÎÅÎÁÓÙÝÅÎÎÙÈ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ;
— ÞÒÅÚÍÅÒÎÏÅ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÕÇÌÅ×ÏÄÏ×;
— ÞÒÅÚÍÅÒÎÏÅ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÐÉÝÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÅÊ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ É ËÏÎÓÅÒ×ÁÎÔÙ.

óÉÎÄÒÏÍ
ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ, ËÁË ÏÞÅ×ÉÄÎÏ ÉÚ ÎÁÚ×ÁÎÉÑ,
ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏÊ ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔØÀ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØÀ É/ÉÌÉ
ÉÍÐÕÌØÓÉ×ÎÏÓÔØÀ, ËÏÔÏÒÙÅ ÕÈÕÄÛÁÀÔ ÏÂÝÅÎÉÅ, ÕÞÅÂÕ. ðÒÉÚÎÁËÁÍÉ ÜÔÏÇÏ
ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÓÌÕÖÁÔ ÎÅÏÒÇÁÎÉÚÏ×ÁÎÎÏÓÔØ, ÏÔÓÔÁ×ÁÎÉÅ × ÕÞÅÂÅ, ÎÉÚËÁÑ
ÐÒÏÄÕËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÔÒÕÄÁ, ÐÅÒÅÍÅÎÙ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÑ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑ × ÐÏÚÎÁ×ÁÔÅÌØÎÏÊ
ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÙÅ ×ÚÒÙ×Ù, ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÓÎÁ, ÎÅÔÅÒÐÅÌÉ×ÏÓÔØ É
ÞÁÓÔÏÅ ÐÅÒÅÂÉ×ÁÎÉÅ ÄÒÕÇÉÈ.

òÁÚÕÍÅÅÔÓÑ, ËÏÇÄÁ ÒÅÂÅÎÏË ÉÌÉ ×ÚÒÏÓÌÙÊ
ÞÅÌÏ×ÅË ×ÅÄÅÔ ÓÅÂÑ ÐÏÄÏÂÎÙÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, ÐÏÒÔÑÔÓÑ ×ÚÁÉÍÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑ Ó
ÏËÒÕÖÁÀÝÉÍÉ É ÓÔÒÁÄÁÅÔ ÓÁÍÏÏÃÅÎËÁ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÜÔÏÇÏ
ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÉÍÅÅÔ ÏÇÒÏÍÎÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ ÚÁÔÑÎÕ×ÛÅÊÓÑ
ÂÏÌÅÚÎÉ ÍÏÇÕÔ ÏËÁÚÁÔØÓÑ ËÁÔÁÓÔÒÏÆÉÞÅÓËÉÍÉ. õÞÅÎÙÅ ÎÁÂÌÀÄÁÌÉ ÚÁ ÍÏÌÏÄÙÍÉ
ÌÀÄØÍÉ, ËÏÔÏÒÙÍ × 7 ÌÅÔ ÂÙÌ ÐÏÓÔÁ×ÌÅÎ ÄÉÁÇÎÏÚ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ
×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ. ÷ 22 ÇÏÄÁ ÜÔÉ ÀÎÏÛÉ ÉÍÅÌÉ ÒÑÄ ÐÒÏÂÌÅÍ ×
ÓÏÃÉÁÌØÎÏÍ ÐÌÁÎÅ: ÏÎÉ ÓÏ×ÅÒÛÁÌÉ ÐÒÅÓÔÕÐÌÅÎÉÑ, ÚÌÏÕÐÏÔÒÅÂÌÑÌÉ ÁÌËÏÇÏÌÅÍ,
ÉÍÅÌÉ ÓÌÏÖÎÏÓÔÉ Ó ÞÔÅÎÉÅÍ, Á ÔÁËÖÅ ÓÅÒØÅÚÎÏ ÏÔÓÔÁ×ÁÌÉ × ÕÞÅÂÅ.
óÔÁÎÄÁÒÔÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ
×ËÌÀÞÁÅÔ × ÓÅÂÑ ÐÒÉÅÍ ÓÔÉÍÕÌÑÎÔÏ× É ÁÍÆÅÔÁÍÉÎÏ× É ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ×ÒÁÞÏÍ-
ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏÍ.

ëÏÎÅÞÎÏ, ÌÅËÁÒÓÔ×Á, ÐÒÉÍÅÎÑÅÍÙÅ ÄÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ ÜÔÏÇÏ
ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ, ÎÅÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÙ É ÉÍÅÀÔ ÐÏÂÏÞÎÙÅ ÜÆÆÅËÔÙ, ÏÄÎÁËÏ ÏÎÉ ÐÏÍÏÇÁÀÔ
ÉÚÍÅÎÉÔØ ËÁÞÅÓÔ×Ï ÖÉÚÎÉ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× × ÌÕÞÛÕÀ ÓÔÏÒÏÎÕ. ðÅÞÁÌØÎÏ, ÞÔÏ
ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÇÏ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Á ÓÔÁÒÁÀÔÓÑ ÉÚÂÅÇÁÔØ ÍÎÏÇÉÅ ÄÏËÔÏÒÁ,
ÒÏÄÉÔÅÌÉ É ÄÅÔÉ. ìÅËÁÒÓÔ×Á ÓÔÉÍÕÌÑÎÔÙ ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙ: × 75 %
ÓÌÕÞÁÅ× ÌÅÞÅÎÉÅ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë
ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÍ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÁÍ, Á ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ, ÉÈ ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ É ÕÞÉÔÅÌÅÊ ÜÔÏ
ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅ ÐÌÏÈÏ. ÷ÅÄØ ÜÔÏ ÌÅÞÅÎÉÅ × ÄÁÌØÎÅÊÛÅÍ ÍÏÖÅÔ ÐÏÍÏÞØ ÍÏÌÏÄÏÍÕ
ÞÅÌÏ×ÅËÕ ÐÏÌÕÞÉÔØ ÈÏÒÏÛÅÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ, Ï×ÌÁÄÅÔØ ÐÒÏÆÅÓÓÉÅÊ, ÓÄÅÌÁÔØ
ËÁÒØÅÒÕ, ËÁË ÏÎ ÔÏÇÏ ÚÁÓÌÕÖÉ×ÁÅÔ. ó ÐÏÍÏÝØÀ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÇÏ ÐÉÔÁÎÉÑ ÍÏÖÎÏ
ÓÄÅÌÁÔØ ÌÅÞÅÎÉÅ ÅÝÅ ÂÏÌÅÅ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙÍ.


ï ÞÅÍ ÇÏ×ÏÒÑÔ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ




âÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ÎÁÌÉÞÉÅ Ó×ÑÚÉ ÍÅÖÄÕ ÒÁÃÉÏÎÏÍ
ÐÁÃÉÅÎÔÁ É ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

äÅÔÉ Ó ÜÔÉÍ ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÁÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÒÅÁÇÉÒÕÀÔ ÎÁ ÔÅÓÔ ÎÁ ÔÏÌÅÒÁÎÔÎÏÓÔØ Ë
ÇÌÀËÏÚÅ. «ëÒÉ×ÁÑ» ÇÌÀËÏÚÙ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×ÕÅÔ Ï ÇÉÐÏÇÌÉËÅÍÉÉ (ÎÉÚËÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ
ÓÁÈÁÒÁ × ËÒÏ×É), ËÏÔÏÒÁÑ ÁËÔÉ×ÉÚÉÒÕÅÔ ÓÉÍÐÁÔÉÞÅÓËÕÀ (ÓÔÒÅÓÓÏ×ÕÀ) ×ÅÔ×Ø
ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ. üÔÏ ÚÎÁÞÉÔ, ÞÔÏ ×ÓËÏÒÅ ÐÏÓÌÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ
ÂÏÌØÛÏÇÏ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÓÁÈÁÒÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÐÁÄ ÕÒÏ×ÎÑ ÇÌÀËÏÚÙ ×
ËÒÏ×É, ÞÔÏ, × Ó×ÏÀ ÏÞÅÒÅÄØ, ÓÔÉÍÕÌÉÒÕÅÔ ×ÙÄÅÌÅÎÉÅ ÇÏÒÍÏÎÏ× ÓÔÒÅÓÓÁ.
äÁÖÅ ÅÓÌÉ ÐÁÃÉÅÎÔÙ Ó ÔÁËÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ ÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÐÅÒÅÎÏÓÑÔ ÓÁÈÁÒ ×
ÎÅÂÏÌØÛÏÍ ÏÂßÅÍÅ, ÐÒÏÂÌÅÍÙ ÍÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÎÕÔØ ÐÒÉ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÉ ÄÏÚÙ.

— ðÏÌÅÚÅÎ ×ÉÔÁÍÉÎ ÷3 (ÎÉÁÃÉÎ).
— ÷ÉÔÁÍÉÎ ÷6 (ÐÉÒÉÄÏËÓÉÎ) ÔÁËÖÅ ÏËÁÚÙ×ÁÅÔ ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ.
— ôÉÁÍÉÎ (×ÉÔÁÍÉÎ ÷1) ÐÏÌÅÚÅÎ ÐÒÉ ÓÉÎÄÒÏÍÅ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.
— õ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× Ó ÜÔÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÐÏÎÉÖÅÎ ÕÒÏ×ÅÎØ ÍÁÇÎÉÑ.
— óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÍÏÖÅÔ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÔØÓÑ ÐÏÎÉÖÅÎÉÅÍ ÕÒÏ×ÎÑ ÃÉÎËÁ.
— íÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÐÏÎÉÖÅÎ ÕÒÏ×ÅÎØ ËÁÌØÃÉÑ.

äÅÆÉÃÉÔ ÎÅÚÁÍÅÎÉÍÙÈ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ, × ÞÁÓÔÎÏÓÔÉ ÏÍÅÇÁ-3, ÈÁÒÁËÔÅÒÅÎ ÄÌÑ
ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ. ÷ 2003 Ç. ÛÏÔÌÁÎÄÓËÉÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌÉ ×ÙÑÓÎÉÌÉ, ÞÔÏ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÔÁËÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ ÖÉÒÎÙÅ ËÉÓÌÏÔÙ
ÏÍÅÇÁ-3 ÒÁÓÐÁÄÁÀÔÓÑ ÇÏÒÁÚÄÏ ÂÙÓÔÒÅÅ, ÞÅÍ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ ÄÅÔÅÊ.
— óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ×ÙÚÙ×ÁÅÔ ÏËÉÓÌÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÔÒÅÓÓ.

äÏÂÁ×ËÉ Ó ÓÏÄÅÒÖÁÎÉÅÍ ÏÍÅÇÁ-3 É ÇÁÍÍÁ-ÌÉÎÏÌÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÏËÁÚÙ×ÁÀÔ
ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÎÁ ÈÏÄ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ. ïÄÎÁËÏ ÏÄÎÏÊ ÌÉÛØ
ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÌÅÞÅÎÉÑ ÚÁÍÅÔÎÏ
ÕÌÕÞÛÁÅÔ ÎÅÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÉÚ ÒÙÂØÅÇÏ ÖÉÒÁ.

ëÁË ÐÏËÁÚÙ×ÁÅÔ ÒÑÄ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ, ÎÁ ÔÅÞÅÎÉÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏ
×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÕÅÔ ËÏÆÅÉÎ, ÈÏÔÑ ÅÇÏ, ËÏÎÅÞÎÏ, ÎÅÌØÚÑ ÓÞÉÔÁÔØ ÌÅËÁÒÓÔ×ÏÍ. ôÁË
ÞÔÏ ÉÚÂÅÇÁÔØ ÎÁÐÉÔËÏ×, × ËÏÔÏÒÙÈ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×ÕÅÔ ËÏÆÅÉÎ, — ÐÏ ËÒÁÊÎÅÊ ÍÅÒÅ,
×ÚÒÏÓÌÙÍ — ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅ ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏ. óÏÄÅÒÖÁÝÉÅÓÑ × ÎÉÈ ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÙ ÎÁ
ÓÁÍÏÍ ÄÅÌÅ ÍÏÇÕÔ ÏËÁÚÁÔØÓÑ ÐÏÌÅÚÎÙÍÉ.

ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÏ ×ÌÉÑÅÔ ÎÁ ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ Õ ÄÅÔÅÊ

íÅÄÉÃÉÎÓËÉÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÕËÁÚÙ×ÁÀÔ ÎÁ ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÊ ÜÆÆÅËÔ ÐÒÉÅÍÁ ïÍÅÇÁ-3 Õ
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÙÈ ÄÅÔÅÊ. õÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÍÏÇÁÅÔ ÄÅÔÑÍ É ÐÏÄÒÏÓÔËÁÍ Ó
óä÷ç (óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ) É ÄÉÓÌÅËÓÉÅÊ
(ÐÒÏÂÌÅÍÙ Ó ÞÔÅÎÉÅÍ É ÐÒÁ×ÏÐÉÓÁÎÉÅÍ), Á ÔÁËÖÅ ÕÌÕÞÛÁÅÔ ËÏÏÒÄÉÎÁÃÉÀ. ë
ÔÁËÏÍÕ ÚÁËÌÀÞÅÎÉÀ ÐÒÉÛÌÉ Á×ÔÏÒÙ ÓÔÁÔØÉ ÉÚ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÏÇÏ ÖÕÒÎÁÌÁ
«äÏÓÔÉÖÅÎÉÑ × îÅÊÒÏÆÁÒÍÁËÏÌÏÇÉÉ É âÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ðÓÉÈÏÌÏÇÉÉ» (Progress in
Neuro-Psychofarmacology & Biological Psychiatry.

éÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ,
ÐÏÌÕÞÉ×ÛÅÅ ÎÁÉÂÏÌØÛÅÅ ×ÎÉÍÁÎÉÅ, äÕÒÈÅÍ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ (Durham)
ÒÁÚÒÁÂÏÔÁÎÎÏÅ ÕÞÅÎÙÍÉ õÎÉ×ÅÒÓÉÔÅÔÁ ïËÓÆÏÒÄÁ É ÏÐÕÂÌÉËÏ×ÁÎÎÏÅ ×
«áÍÅÒÉËÁÎÓËÏÍ öÕÒÎÁÌÅ ÐÏ ðÅÄÉÁÔÒÉÉ», ÐÏÄÞÅÒËÉ×ÁÅÔ ×ÁÖÎÏÓÔØ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ
üðë (üÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ) É äçë (äÅËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ) ÐÒÉ
ÒÁÚ×ÉÔÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÍÏÚÇÁ.

õÞÅÎÙÅ ÐÒÉ ïËÓÆÏÒÄÓËÏÍ ÕÎÉ×ÅÒÓÉÔÅÔÅ
ÐÏËÁÚÁÌÉ, ÞÔÏ Õ 40% ÄÅÔÅÊ ÕÌÕÞÛÉÌÉÓØ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ ÞÉÔÁÔØ É ÐÉÓÁÔØ ÐÒÉ
ÒÅÇÕÌÑÒÎÏÍ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÉ ïÍÅÇÁ-3. òÅÚÕÌØÔÁÔÙ ÔÁËÖÅ ÐÏËÁÚÁÌÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÅ
ÕÌÕÞÛÅÎÉÑ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ÄÅÔÅÊ É ÉÈ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ. éÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÌÉÓØ Ó
ÄÅÔØÍÉ, Õ ËÏÔÏÒÙÈ ÂÙÌÉ ÐÒÏÂÌÅÍÙ Ó ËÏÏÒÄÉÎÁÃÉÅÊ, ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ, ËÏÔÏÒÏÅ
ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÄÉÓÐÒÁËÓÉÑ. óÐÕÓÔÑ ×ÓÅÇÏ 6 ÍÅÓÑÃÁ, Õ ÐÏÌÏ×ÉÎÙ ÄÅÔÅÊ, ËÏÔÏÒÙÅ
ÐÒÉÎÉÍÁÌÉ ïÍÅÇÁ-3, ÎÁÂÌÀÄÁÌÏÓØ ÚÁÍÅÔÎÏÅ ÕÌÕÞÛÅÎÉÅ.

 äÉÅÔÁ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ

— ÜÔÏ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÅ ÉÓËÌÀÞÅÎÉÅ ÐÒÏÄÕËÔÏ×, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÈ ÉÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÙÅ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ, ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÏÒÙ, ÈÉÍÉÞÅÓËÉÅ ÄÏÂÁ×ËÉ.

ïÂÑÚÁÔÅÌØÎÙÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉÅÍ 1 000 ÍÇ. ËÁÌØÃÉÑ É ÎÅ ÍÅÎÅÅ 400 ÍÇ. ÍÁÇÎÉÑ × ÓÕÔËÉ.

üÔÏ
Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÔÅÍ, ÞÔÏ Õ ÂÏÌÅÅ ÞÅÍ 85% ÄÅÔÅÊ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ
×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ É ÐÏÒÁÖÅÎÉÅ
ÏÒÇÁÎÏ× ÐÉÝÅ×ÁÒÅÎÉÑ, ÞÔÏ ÚÁÞÁÓÔÕÀ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÎÅÐÅÒÅÎÏÓÉÍÏÓÔØÀ ÍÏÌÏËÁ
É ÐÏÜÔÏÍÕ ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÐÏÌÎÁÑ ÏÔÍÅÎÁ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÐÒÏÄÕËÔÏ×.

ëÁÌØÃÉÊ ×
ÓÌÏÖÉ×ÛÅÊÓÑ ÓÉÔÕÁÃÉÉ ÉÇÒÁÅÔ ÒÏÌØ ÇÉÐÏÁÌÌÅÒÇÉÚÕÀÝÅÇÏ É ÄÅÔÏËÓÉÃÉÒÞÀÝÅÇÏ
æÁËÔÏÒÁ, ËÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÏÎ ËÒÁÊÎÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍ ÄÌÑ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ ÒÁÓÔÕÝÅÇÏ
ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ.

òÏÌØ ÍÁÇÎÉÑ ÔÁËÖÅ ×ÅÓØÍÁ ÍÎÏÇÏÇÒÁÎÎÁ, ÏÎ ÐÏÍÏÇÁÅÔ
ÕÒÁ×ÎÏ×ÅÓÉÔØ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÑ É ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ × ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÅ É
ÕÍÅÎØÛÁÅÔ ÔÑÇÕ ÒÅÂÅÎËÁ Ë ÛÏËÏÌÁÄÕ, ËÏÔÏÒÙÊ ÔÁËÖÅ ÎÅÖÅÌÁÔÅÌÅÎ × ÒÁÃÉÏÎÅ
ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

ïÞÅÎØ
×ÁÖÎÏ, ÞÔÏÂÙ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ ËÁÌØÃÉÑ É ÍÁÇÎÉÑ ÎÅ ÓÏÄÅÒÖÁÌÉ ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÏÒÏ×,
ÐÏÄÓÌÁÓÔÉÔÅÌÅÊ É ÐÒÏÞÉÈ «ÚÁ×ÌÅËÁÌÏÞÅË» ÄÌÑ ÕÌÕÞÛÅÎÉÑ ×ËÕÓÁ.

æÉÒÍÁ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔÅÌØ ÄÏÌÖÎÁ ÇÁÒÁÎÔÉÒÏ×ÁÔØ ×ÙÓÏÞÁÊÛÅÅ ËÁÞÅÓÔ×Ï Ó×ÏÉÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ÔÁË ËÁË ÒÅÞØ ÉÄÅÔ Ï ÌÅÞÅÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ.

ïÓÏÂÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ × ÎÅÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ óä÷ç ÉÍÅÅÔ ïÍÅÇÁ-3.

õ 95% ÄÅÔÅÊ Ó ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÒÕÅÍÏÍ óä÷ç, ÕÒÏ×ÅÎØ ïÍÅÇÁ-3 × ËÒÏ×É ÎÁ 35 É ÂÏÌÅÅ ÐÒÏÃÅÎÔÏ× ÎÉÖÅ»ÞÅÍ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ Ó×ÅÒÓÔÎÉËÏ×.

éÓÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌÉ
ìÁÕÒÁ óÔÅ×ÅÎÓ É äÖÏÎ âÕÒÇÉÓÓ (÷ÅÌÉËÏÂÒÉÔÁÎÉÑ) ÕÔ×ÅÒÖÄÁÀÔ, ÞÔÏ ÔÅÓÔ ÎÁ
ÕÒÏ×ÅÎØ ïÍÅÇÁ-3 × ËÒÏ×É ÏÂÑÚÁÔÅÌÅÎ ÄÌÑ ×ÓÅÈ ÄÅÔÅÊ É ÐÏÄÒÏÓÔËÏ× ÄÌÑ
ÒÁÎÎÅÇÏ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÑ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

þÔÏ ÔÁËÏÅ ïÍÅÇÁ-3?

üÔÏ
ÏÓÏÂÙÊ ×ÉÄ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ. ëÁÖÄÕÀ ËÌÅÔËÕ ÖÉ×ÏÇÏ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÏËÒÕÖÁÅÔ
ÂÅÌËÏ×Ï-ÌÉÐÉÄÎÁÑ ÍÅÍÂÒÁÎÁ, ËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÀÝÁÑ ×ÓÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ÖÉÚÎÅÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ
ËÌÅÔËÉ.

÷ ÓÏÓÔÁ× ÌÉÐÉÄÎÏÇÏ (ÖÉÒÏ×ÏÇÏ) ÓÌÏÑ ÍÅÍÂÒÁÎÙ ËÁË ÒÁÚ É ×ÈÏÄÑÔ ïÍÅÇÁ-3 ÖÉÒÙ.

üÔÏÔ ÏÓÏÂÙÊ ×ÉÄ ÖÉÒÏ× ÎÁÓÔÏÌØËÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍ ËÌÅÔËÁÍ, ÞÔÏ ÐÒÉ ÉÈ ÄÅÆÉÃÉÔÅ ËÌÅÔËÉ ÐÅÒÅÓÔÁÀÔ ÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÆÕÎËÃÉÏÎÉÒÏ×ÁÔØ.

ïÍÅÇÁ-3
ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙ ÄÌÑ ÐÒÏÈÏÖÄÅÎÉÑ ÉÍÐÕÌØÓÏ× ÐÏ ËÌÅÔËÁÍ ÓÅÒÄÃÁ, ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ
ÍÏÚÇÁ, ÏÂÅÓÐÅÞÉ×ÁÀÔ ÆÕÎËÃÉÀ ËÌÅÔÏË ËÒÏ×ÅÎÏÓÎÙÈ ÓÏÓÕÄÏ×, ÓÕÓÔÁ×Ï×,
ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÏÂÏÌÏÞÅË, ×ÌÉÑÀÔ ÎÁ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÅ, ÐÁÍÑÔØ, ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÀ ×ÎÉÍÁÎÉÑ;
ÎÅÈ×ÁÔËÁ ïÍÅÇÁ-3 × ÍÅÍÂÒÁÎÁÈ ËÌÅÔÏË ÍÏÚÇÁ ÐÒÏ×ÏÃÉÒÕÅÔ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÂÏÔÙ
ÍÏÚÇÁ ÐÏ ÍÎÏÇÉÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÑÍ — ÏÔ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ, ÄÅÐÒÅÓÓÉÉ, ÂÏÌÅÚÎÉ áÌØÃÇÅÊÍÅÒÁ ÄÏ ÒÁÓÓÅÑÎÎÏÇÏ ÓËÌÅÒÏÚÁ.

éÓÔÏÞÎÉËÏÍ ïÍÅÇÁ-3 ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÖÉÒÎÁÑ ÒÙÂÁ, ÍÅÎØÛÅ ïÍÅÇÁ-3 × ÏÒÅÈÁÈ, ÓÅÍÅÎÁÈ ÌØÎÁ.

ûÉÒÏËÏÍÁÓÛÔÁÂÎÙÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÐÏ ËÏÒÒÅËÃÉÉ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÒÉ ÐÏÍÏÝÉ ÌÅÞÅÂÎÙÈ ÄÏÚ ïÍÅÇÁ-3, ËÁË ÓÏÏÂÝÁÀÔ ÄÏËÔÏÒÁ
âÕÒÇÅÓÓ, óÔÅ ×ÅÎÅ É óÁÌÅÍ, ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ÏÛÅÌÏÍÉÔÅÌØÎÙÅ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÙ:
«ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÙÓÏËÉÈ ÄÏÚ ïÍÅÇÁ-3 Ó ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÁÍÉ ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ×ÙÓÏËÕÀ
ÕÓÐÅÛÎÏÓÔØ × ÌÅÞÅÎÉÉ ÄÅÔÅÊ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.

öÉÒÎÙÅ ËÉÓÌÏÔÙ — ÞÒÅÚ×ÙÞÁÊÎÏ ÍÏÝÎÁÑ É ×ÁÖÎÁÑ ÓÕÂÓÔÁÎÃÉÑ ÄÌÑ ËÌÅÔÏË ÍÏÚÇÁ ÒÅÂÅÎËÁ».

÷ ÞÅÍ ÒÁÚÎÉÃÁ ÍÅÖÄÕ ÄÁ×ÎÏ ÉÚ×ÅÓÔÎÙÍ ÒÙÂØÉÍ ÖÉÒÏÍ É ËÁÐÓÕÌÁÍÉ ïÍÅÇÁ-3?

òÙÂÉÊ
ÖÉÒ — ÜÔÏ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÓÅÈ ÖÉÒÏÒÁÓÔ×ÏÒÉÍÙÈ ÓÕÂÓÔÁÎÃÉÊ, ËÏÔÏÒÙÅ
ÎÁËÁÐÌÉ×ÁÀÔÓÑ × ÐÅÞÅÎÉ ÒÙÂ. äÌÑ ÔÏÇÏ ÞÔÏÂÙ ÏÂÅÓÐÅÞÉÔØ ÓÕÔÏÞÎÕÀ ÌÅÞÅÂÎÕÀ
ÄÏÚÕ ïÍÅÇÉ-3, ÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË ÄÏÌÖÅÎ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 15 ÓÔÏÌÏ×ÙÈ ÌÏÖÅË
ÒÙÂØÅÇÏ ÖÉÒÁ.

ëÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ×ÉÔÁÍÉÎÏ× á É D × ÔÁËÏÍ ÏÂßÅÍÅ ÒÙÂØÅÇÏ
ÖÉÒÁ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÔÏËÓÉÞÎÙÍ É ×ÙÚ×ÁÔØ ÏÔÒÁ×ÌÅÎÉÅ ÕÖÅ ÎÁ 3-7 ÓÕÔËÉ ÌÅÞÅÎÉÑ,
Á ÄÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÔÅÒÁÐÉÉ ïÍÅÇÁ -3 ÐÒÉ óä÷ç ÄÏÌÖÎÁ ÂÙÔØ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 3
ÍÅÓÑÃÅ×. ëÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÐÅÞÅÎØ ÌÀÂÏÇÏ ÖÉ×ÏÇÏ ÓÕÝÅÓÔ×Á — ÜÔÏ ÆÉÌØÔÒ, ÎÁ
ËÏÔÏÒÏÍ ÏÓÁÖÄÁÅÔÓÑ ÍÎÏÇÏ ÏÐÁÓÎÙÈ ×ÅÝÅÓÔ×.

äÉÅÔÏÌÏÇÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ
ÏÔËÁÚÙ×ÁÔØÓÑ ÏÔ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÑ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÏÒÇÁÎÏ× ÖÉ×ÏÔÎÙÈ, ÒÙÂ, ÐÔÉÃ
×ÏÏÂÝÅ ÉÌÉ ÓÏËÒÁÔÉÔØ ÞÁÓÔÏÔÕ ÉÈ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÑ ÄÏ 1-2 ÒÁÚ × ÍÅÓÑÃ.

ïÍÅÇÁ-3 ÄÏÌÖÎÁ ÂÙÔØ ÄÏÂÙÔÁ ÉÚ ÖÉÒÁ ÔÅÌÁ (ÍÙÛÅÞÎÏÊ ÔËÁÎÉ) ÒÙÂÙ, Á ÎÅ ÉÚ ÖÉÒÁ ÐÅÞÅÎÉ ÒÙÂÙ.

òÏÄÉÔÅÌÑÍ ÂÏÌØÎÏÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÎÁ×ÅÒÎÑËÁ ÚÎÁÔØ, ÞÔÏ ÚÁ ÐÒÅÐÁÒÁÔ ÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÉÈ ÒÅÂÅÎÏË.

ëÁÞÅÓÔ×ÅÎÎÁÑ ïÍÅÇÁ-3 ÎÅ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÄÅÛÅ×ÏÊ, ÏÄÎÁËÏ É ×ÙÓÏËÁÑ ÃÅÎÁ ÐÒÏÄÕËÔÁ ÎÅ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ 100% ÇÁÒÁÎÔÉÅÊ ËÁÞÅÓÔ×Á.

îÅ
ÐÏÌÅÎÉÔÅÓØ ×ÙÑÓÎÉÔØ, ËÁË ÄÁ×ÎÏ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ÆÉÒÍÁ-ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔÅÌØ, × ËÁËÏÊ
ÓÔÒÁÎÅ ÚÁÒÅÇÉÓÔÒÉÒÏ×ÁÎÏ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÓÔ×Ï ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ É ËÁËÏÇÏ ÕÒÏ×ÎÑ ËÏÎÔÒÏÌØ
ËÁÞÅÓÔ×Á ÓÙÒØÑ É ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÐÒÏÃÅÓÓ.


ï ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÁÈ

ìÕÞÛÉÍ
ÎÁ ÓÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÄÅÎØ ÐÒÉÚÎÁÎ ÐÒÅÐÁÒÁÔ, ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÝÉÊ ÓÏÂÏÊ ×ÙÔÑÖËÕ ÉÚ
×ÉÎÏÇÒÁÄÎÙÈ ÚÅÒÅÎ É ËÏÖÉÃÙ ×ÉÎÏÇÒÁÄÁ × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ Ó ÜËÓÔÒÁËÔÁÍÉ ÂÏÌÅÅ ÞÅÍ
10 Ï×ÏÝÅÊ É ÆÒÕËÔÏ× – Grapine w PÇÏtÅÓtÏÇs. óÔÅÐÅÎØ
ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÎÏÊ ÚÁÝÉÔÙ Õ ÄÁÎÎÏÇÏ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ × 30 É 50 ÒÁÚ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏ
×ÙÛÅ, ÞÅÍ Õ ×ÉÔÁÍÉÎÏ× ó É å, ÚÁ ÓÞÅÔ ÓÉÎÜÒÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ×ÙÔÑÖÅË ÉÚ
Ï×ÏÝÅÊ É ÆÒÕËÔÏ×. ÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË, ÓÏÂÌÀÄÁÀÝÉÊ ÄÉÅÔÕ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ, ÐÏÌÕÞÉÔ
ÐÏÌÎÙÊ ÎÁÂÏÒ ×ÉÔÁÍÉÎÏ×, ÍÉËÒÏÜÌÅÍÅÎÔÏ× É ÍÉÎÅÒÁÌÏ× ÂÅÚ ÒÉÓËÁ
ÁÌÌÅÒÇÉÚÁÃÉÉ.


óÈÅÍÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ Ó óä÷ç ÂÅÚ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÑ ÐÓÉÈÏÔÒÏÐÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×:

1.óÏÂÌÀÄÅÎÉÅ ÄÉÅÔÙ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ (ÉÓËÌÀÞÅÎÉÅ ÐÒÏÄÕËÔÏ×, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÈ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ, ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÁÔÏÒÙ, ËÏÎÓÅÒ×ÁÎÔÙ É ÓÌÁÄÏÓÔÉ).

2.ëÁÌØÃÉÊ
íÁÇÎÉÊ èÅÌÁÔ (NSP) 2 ÔÁÂÌÅÔËÉ ÄÎÅÍ É 2 ÔÁÂÌÅÔËÉ ×ÅÞÅÒÏÍ × ÔÅÞÅÎÉÅ 3-6
ÍÅÓÑÃÅ× Ó ÎÅÂÏÌØÛÉÍÉ ÐÅÒÅÒÙ×ÁÍÉ (5-7 ÄÎÅÊ ËÁÖÄÏÇÏ ÍÅÓÑÃÁ).

3.ïÍÅÇÁ-3
ÏÔ 3 ÄÏ 5 ËÁÐÓÕÌ × ÓÕÔËÉ × ÔÅÞÅÎÉÉ 3-6 ÍÅÓÑÃÅ× (ÕÔÏÞÎÉÔÅ ÄÏÚÕ Õ
ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏ×). îÁÉÂÏÌÅÅ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÙÅ ÄÏÚÙ ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 5-12 ÌÅÔ,
ÓÏÇÌÁÓÎÏ ÐÏÓÌÅÄÎÉÍ ÎÁÕÞÎÙÍ ÄÁÎÎÙÍ: 500 ÍÇ ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, 200
ÍÇ ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, 60 ÍÇ ÇÁÍÍÁ-ÌÉÎÏÌÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ. ÷ÚÒÏÓÌÙÍ
ÓÌÅÄÕÅÔ Õ×ÅÌÉÞÉÔØ ÄÏÚÉÒÏ×ËÕ × 2 ÒÁÚÁ. üÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ×
ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÂÏÌØÛÅ, ×ÐÌÏÔØ ÄÏ 2000 ÍÇ × ÄÅÎØ. îÅ ×ÓÅÇÄÁ
ÐÏÄÈÏÄÉÔ ÌØÎÑÎÏÅ ÍÁÓÌÏ — ×ÙÒÁÂÏÔËÁ ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ É
ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÎÁÒÕÛÅÎÁ. ìÕÞÛÅ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÒÙÂÉÊ ÖÉÒ.

4. çÒÅÊÐÁÊÎ Ó ÓÉÎÅÒÇÉÓÔ ÐÒÏÔÅËÔÏÒÏÍ 1 ÔÁÂÌÅÔËÁ × ÓÕÔËÉ × ÔÅÞÅÎÉÅ 3-6 ÍÅÓÑÃÅ×.

5. óÕÌØÆÁÔ ÃÉÎËÁ — 15-45 ÍÇ ÃÉÎËÁ ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏËÏÌÏ 10 ÌÅÔ.

6. çÉÎËÇÏ ÂÉÌÏÂÁ (100 ÍÇ) É ÖÅÎØÛÅÎØ (400 ÍÇ) ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏËÏÌÏ 10 ÌÅÔ.

7.íÁÇÎÉÊ É ×ÉÔÁÍÉÎ ÷6 — ÄÏÚÉÒÏ×ËÁ ÒÁÓÓÞÉÔÙ×ÁÅÔÓÑ ÐÏ ÍÁÓÓÅ ÔÅÌÁ.

8.
ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÓÅÄÁÔÉ×ÎÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ ÐÒÉÅÍ ×ÁÌÅÒÉÁÎÙ ÚÁ 30-45 ÍÉÎÕÔ ÄÏ
ÓÎÁ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÁÌÅÒÉÁÎÙ Ó ÜËÓÔÒÁËÔÁÍÉ ÈÍÅÌÑ, ÐÁÓÓÉƬÌÏÒÙ ÉÌÉ
ÉÍÂÉÒÑ, ÃÉÍÉÃÉÆÕÇÉ, ÂÕË×ÉÃÙ – üÊÔ 1 ËÁÐÓÕÌÁ 1 – 2 Ò × ÄÅÎØ ×
ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÒÅÂÅÎËÁ.

9. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÌÅÞÅÎÉÑ
ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÐÒÏÂÌÅÍ (ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ, ÐÁÔÏÌÏÇÉÑ ÄÒÕÇÉÈ ×ÎÕÔ-ÒÅÎÎÉÈ
ÏÒÇÁÎÏ×) ÏÂÒÁÔÉÔÅÓØ Ë ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÕ ÐÏ ÔÒÁ×ÎÙÍ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁÍ, ÔÁË ËÁË ÄÌÑ
ÒÅÂÅÎËÁ Ó óä÷ç ËÁË, ×ÐÒÏÞÅÍ, É ÄÌÑ ÌÀÂÏÇÏ ÄÒÕÇÏÇÏ, ËÒÁÊÎÅ ÎÅÖÅÌÁÔÅÌÅÎ
ÎÅÏÐÒÁ×ÄÁÎÎÙÊ ÐÒÉÅÍ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ×. ÷ÐÏÌÎÅ ×ÅÒÏÑÔÎÏ, ÞÔÏ ×ÏÚÍÏÖÎÏ
ÎÁÊÔÉ ÁÌØÔÅÒÎÁÔÉ×Õ ÌÅËÁÒÓÔ×ÁÍ × ÍÉÒÅ ÔÒÁ× (ÎÕÔÒÉÃÅ×ÔÉËÏ×).

åÓÔØ
×ÙÂÏÒ ÉÚ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÎÁ ÓÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÄÅÎØ ÓÐÏÓÏÂÏ× ×ÙÌÅÞÉÔØ ÏÔ óä÷ç
÷ÁÛÅÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ. ÷ÁÍ ÐÒÉÄÅÔÓÑ ÉÚÍÅÎÉÔØ ÏÂÒÁÚ ÖÉÚÎÉ, ÐÒÉ×ÙÞËÉ,
ÐÉÝÅ×ÙÅ ÓÔÅÒÅÏÔÉÐÙ ×ÓÅÊ ÓÅÍØÉ. ïÄÎÁËÏ, ÚÄÏÒÏ×ØÅ ÷ÁÛÅÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ — ÜÔÏ
ÄÏÓÔÏÊÎÁÑ ÃÅÌØ! îÅËÏÔÏÒÙÅ ÄÅÔÉ ÏÔÒÅÁÇÉÒÕÀÔ ÎÁ ÷ÁÛÉ ÕÓÉÌÉÑ ÕÖÅ ÞÅÒÅÚ
ÎÅÓËÏÌØËÏ ÄÎÅÊ, ÄÒÕÇÉÍ, ×ÏÚÍÏÖÎÏ, ÐÏÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÍÅÓÑÃÅ×

äÌÑ ÐÏÌÕÞÅÎÉÑ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏÊ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÉ ÓÍÏÔÒÉÔÅ ÓÁÊÔ Nature’s Sunshine Products:

https://www.nsp.com.ua

ðÉÛÉÔÅ:

nutri@mail.ru

:

ëÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÑ ×ÒÁÞÁ É ÚÁËÁÚ ÐÏ ÐÁÒÔÎÅÒÓËÉÍ ÃÅÎÁÍ ÐÏ ÔÅÌ. (097)260-43-12 (õËÒÁÉÎÁ)

áÒÈÉ×:

https://www.subscribe.ru/archive/science.health.nutrinsp

Источник