При недостатке какого витамина нарушается минеральный состав костей

При недостатке какого витамина нарушается минеральный состав костей thumbnail

Витамины. Обмен веществ.

Вариант 1. Выберите один верный ответ.

1. Какие витамины не растворимы в воде? А) витамин А б) витамин В в) Д г) С

2. При недостатке какого витамина нарушается минеральный состав костей?

А) витамин А б) витамин В в) витамин Д г) витамин С

3. Какой из витаминов повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям? А) витамин А б) витамин В, в) витамин Д г) витамин С

4. Какое конечное вещество образуется только при расщеплении белка? А) вода б) углекислый газ в) аммиак г) кислоты

5. К жирорастворимым витаминам относятся: а) витамины А,Д, Е, С б) витамины Д и В

В) витамины А, Д, Е, К

6. При отсутствии в пище витамина А развивается болезнь: а) бери-бери Б) цинга в) замедление роста, поражение роговицы глаза г) злокачественное малокровие

7. Развитие рахита у детей происходит от недостатка в пище витамина: А) витамин А б) витамин В в) витамин Д г) витамин С

8. Витамины: а) образуются в организме б) поступают только с пищей в) в основном поступают с пищей, но могут и синтезироваться в самом организме 

9. Витамины открыл: а) Сеченов б) Павлов в) Лужин г) Лунин

10. Отсутствие витамина К вызывает: а) перерождение мышечной ткани  б) нарушение свертываемости крови   в) нарушение кроветворения

11. Гиповитаминоз- это: а) недостаток витамина б) отсутствие витамина в) избыток витамина

12. Сколько энергии вырабатывается при расщеплении 1 гр белка? А) 17,6 кДж б) 38,9 кДж в) 19 кДж г) 24 кДж

13. Обмен веществ – это: а) совокупность процессов образования сложных органических веществ б) распад и окисление органических веществ в клетке в) совокупность процессов от момента их поступления в организм до выделения конечных продуктов.

Вариант 2.

1.Что такое диссимиляция? А) синтез органических веществ с поглощением энергии б) синтез органических веществ с выделением энергии в) распад органических веществ с выделением энергии г) распад органических веществ с поглощением энергии

2.Недостаток какого витамина приводит к злокачественному малокровию? а) В б) В6 в) В12 г)С

3.Образованию витамина Д способствует: а) инфракрасная часть спектра б) ультрафиолетовая часть спектра в) видимая часть спектра

4. Какой витамин содержится только в продуктах растительного происхождения? А) витамин А б) витамин В в) витамин Д г) витамин С

5.Почему жители полярных районов употребляют в пищу много жирной пищи? А) они содержат незаменимые кислоты б)жиры более калорийны, при их расщеплении освобождается больше энергии в) жиры необходимы для формирования толстого слоя жира подкожной жировой клетчатки, препятствующей потере тепла

6.Голодному животному сделали анализ крови. Сравните содержание глюкозы в вене, приносящей кровь в печень, и в вене, выносящей кровь из печени. А) одинаковое б) до печени выше в) после печени выше

7.Назовите заболевание, вызываемое длительным отсутствием  в пище витамина В 1?

А) атеросклероз б) сахарный диабет в) рахит г) бери-бери

8. Сколько незаменимых аминокислот входят в состав белков взрослого человека?

А)5, б)8, в)10, г) 20

9. Назовите витамин, при недостатке которого нарушается формирование зубов, волос, поражается легкие и человек теряет способность видеть в сумерки? А) витамин А б) витамин В в) витамин Д г) витамин С

10. Что в организме является строительным материалом? А) витамины б) белки в) жиры г) углеводы

11. Для лучшего сохранения витамина С рекомендуют соблюдать правила. Найдите такую рекомендацию, которая к таким правилам НЕ относится.

А) овощи варить в закрытой посуде б) избегать контакта с металлом в) овощи нарезать перед самой варкой и овощи опускать в кипящую воду г) растительную пищу употреблять отдельно от животной

12. Сколько энергии образуется при полном окислении 1 гр углеводов? А) 17,2 кДж б) 39, 1 кДж в) 40 кДж

13. Укажите продукты, богатые каротином- предшественником витамина А. а) морковь, шпинат, абрикос, помидоры б) шиповник, клюква, лимон, лук , в) зерна злаков, семена бобовых, желток яйца

Часть В

Выберите несколько вариантов ответов

В1 Какова роль витамина С в организме человека?

1.участвует в процессе кроветворения,

2. повышает сопротивляемость организма к заболеваниям

3. участвует в обмене кальция и фосфора

4.симулирует гормональную регуляцию

5.стимулирует процессы развития организма

6.входит в состав ферментов и гормонов

В2 Установите соответствие между витаминами и авитаминозами (гиповитаминозами)

А.куриная слепота 1.Д

Б.рахит 2.С

В.бери-бери 3.В6, 12

Г.анемия 4.А

Д.пеллагра 5.В1

Е.цинга 6.В3(РР)

В3.Установите соответствие между витаминами и продуктами питания

А.морковь………………….1. Д

Б.листовые овощи 2.С

В.лимон 3.Е

Г.рыбий жир 4.А

В4.Установить соответствие между химическими элементами и их ролью в организме

1.Входит в состав гемоглобина

А) F

2.Входит в состав костей, участвует в свертываемости крови

Б) I

3.Входит в состав эмали зубов

В) K

4.Входит в состав тироксина, гормона щитовидной железы

Г) Ca

5. Обеспечивает работу нервных и мышечных клеток совместно с Na

Д) Fe

Источник

 vitaminy-dlya-kostejвитамины для костей

Как вы думаете, уважаемые читатели, важны ли минералы и витамины для костей?

К сожалению, не все люди уделяют должного внимания своим костям, они думают, что кости — это не более чем основа скелета, которая не меняется с годами, пока не повреждают их.

В данной статье рассматривается роль, которую играет костная система в жизни человека, и говорится о том, как важно поддерживать здоровье костей витаминами и минералами.

Кости это больше, чем просто структура нашего тела,  это тоже живой орган, в котором идут процессы зарождения и отмирания клеток, только гораздо медленнее, чем в органах и тканях.  Костная система также важна и жизненно необходима для здоровья.

Необходимые витамины для костей и роль минералов

Существует ошибочное мнение, что дефицит витаминов и минералов в костях появляется только у пожилых людей. На самом деле, это далеко не так. Вспомните, как появляется рахит у маленьких детей, когда из-за недостатка  кальцирола (D3) у них искривляются кости, несущие нагрузку ( позвоночник и ноги). Известны всем и такие признаки, часто появляющиеся у подростков, как судороги в ногах и ломота в костях, которые возникают от недостатка витамина С, нехватки магния, калия и других элементов.

Ученые считают, что уже после 30 лет наши кости требуют особого внимания и регулярной, усиленной подпитки витаминами и минералами. Ведь мы забываем о таких процессах, как вымывание микроэлементов из костной ткани, а этот процесс могут усиливать обычные продукты, из которых состоит наш повседневный рацион питания.

Бывает, что дефицит Са, заставляет организм перераспределять этот элемент, забирая его из костей и перенаправляя в органы, критически нуждающиеся в нем на данный момент.

Костная ткань в результате этих процессов истончается, что ведет к переломам конечностей. Чаще страдают от потери минералов и витаминов женщины. Это происходит в дни менструации и грудного вскармливания. Опасным периодом потери полезных компонентов, является менопауза.

Для укрепления костной ткани важны такие витамины:

Витамин А, который играет особую роль в обмене кальция и фосфора, что особенно важно при травмах и переломах для сращения костей и образования новых клеток костной ткани. Недостаток этого витамина снижает плотность костной ткани.

Витамин С, который активизирует процессы образования клеток костной ткани и коллагена, увеличивает прочность костей. Витамин важен для роста костей и хрящевой ткани, изменяет состав и структуру кости.

 vitaminyвитамины необходимые для костей

Читайте также:  Судороги какого витамина не хватает

Витамин В6 и другие витамины этой группы, улучшающие структуру костей, способствуют усвоению магния, отвечают за баланс солей и минералов в костной ткани, поддерживая их нормальное состояние.

Витамин D уменьшает хрупкость костей, способствует их прочности.  Дефицит витамина истончает костную ткань, поскольку именно этот витамин способствует усвоению кальция.

Витамин Е сохраняет подвижность суставов, участвует в липидном обмене, стабилизируя из состав, что полезно для укрепления костей и связок.

Витамин К — важный компонент, без которого практически не усваиваются кальций и витамин D, он способствует формированию здоровой и крепкой костной ткани, активизирует роль белков.

Витамин РР или никотиновая кислота необходима для суставов и костей, особенно для подвижности суставов, поскольку выступает в роли блокатора интерлейкинов синовильной жидкости, вызывающих боль в суставах.

Витамины для костей и суставов являются необходимыми компонентами, которые при недостатке в организме, должны восполняться приемом витаминных комплексов, но только по рекомендации лечащего врача.

Роль минералов для костей  

В состав человеческой кости входят такие минералы, как кальций и фосфор, которые соединяясь вместе, образуют соединение называемое гидроксиапатит. Также в состав костей входит значительное количество магния. Все эти три минерала составляют 70% всей костной массы.

Остальные 30% состоят из специализированных клеток, коллагена и костного мозга. Двумя важными клетками, находящимися в костях, являются остеобласты и остеокласты, которые отвечают за минерализацию (увеличение плотности костной ткани) и реабсорбцию (удаление минералов из костей). Именно эти клетки, являются в значительной степени ответственными за реорганизацию костей, и благодаря этому наше тело растет.

Все что касается усвояемости кальция в организме, тут достаточно много нюансов. Всасыванию кальция препятствуют всевозможные эндокринные и почечные заболевания, а также заболевания пищеварительного тракта.

Часто вегетарианцы, употребляя пищу с низким содержанием белка, и с высоким содержанием простых углеводов, страдают недостатком этого важного минерала.

Практически моментально кальций выводится из организма вместе с кофе и газированными напитками. Однако у кальция есть, так называемые «помощники», которые помогают ему усваиваться, это фосфор и магний. Но следует помнить, что они должны находиться в соотношение 2:1, иначе избыток этих веществ вредоносно сказывается на организм.

 kaltsij-v-molochnyhкальций в молочных продуктах

Для поддержания связок и хрящей необходим коллаген, отвечающий за подвижность, эластичность, прочность. Не менее важен глюкозамин, составляющий основу хондроитина и дефицит которого приводит к заболеваниям суставов

Как кости влияют на наше здоровье

Кроме того, что кости представляют структуру и защиту для тела, они выполняют ряд других функций в организме. Кости являются «хранилищем» для таких минералов, как кальций и магний. Во время стресса организм наиболее всего нуждается в этих веществах, поэтому за счет функции хранения он может их черпать из «хранилища» как только они понадобятся ему. Также кальций и магний являются жизненно важными для большинства биологических функций, например, таких как:

  •  поддержание крепких костей,
  • производство энергии из углеводов и жиров,
  • передача нервных импульсов,
  • регулирование температуры тела,
  • поддерживает pH баланс крови,
  • снятие нервного напряжение,
  • поглощение и использование фосфора, натрия, калия, витаминов C, Е и D,
  • свертывание крови,
  • сокращения мышц и релаксации,
  • активация фермента для производства желудочных ферментов,
  • стресс-менеджмент.

Костный мозг является единственным местом для производства красных кровяных клеток и тромбоцитов, которые отвечают за транспортировку кислорода по всему организму. Если же костный мозг поврежден, то производство этих клеток снижается, а это может привести к анемии и к увеличению времени кровотечения ран.

Во время стрессовых ситуаций, организм наиболее всего нуждается в кальции и магнии, поэтому чтобы уменьшить симптомы, кости высвобождают в тело эти минералы. Но если стресс является постоянным явлением, то запас магния и кальция истощается быстрее, чем успевает пополняться. Из-за этого плотность костной ткани уменьшается, кости становятся слабыми и хрупкими, что в дальнейшем и приводит к их поломке.

Продукты, способствующие прочности и здоровью костей  

Для поддержания здоровья костей, важно следить за своим питанием, поскольку основная часть витаминов и минералов поступает в организм через продукты. Сбалансированное питание поддерживает состав и структуру костной ткани, делает ее более прочной и устойчивой к переломам.

produkty-dlya-kostejпродукты для прочности костей

В качестве источника кальция подходят все молочные продукты, не взирая на их жирность: молоко, творог, сыры, кефир и йогурты, ряженка и простокваша, зелень, овощи, капуста, сельдерей.

Человеку необходимо в сутки до 1500мг кальция. Чтобы выяснить, достаточное ли количество вы потребляете кальция в день, можно записывать  количество съеденных продуктов, содержащих этот элемент. Ориентировочно,

  • в стакане кефира, йогурта,  молока — до 250 мг Ca,
  • в 100г сыра — 200-500 мг,
  • в 100 г творога до 150 мг Ca.

Дополнительный прием не рекомендуется превышать 500 мг в сутки. Кальций лучше усваивается вместе с кислотами, поэтому овощные салаты сбрызгивайте лимонным соком или добавляйте в них кусочки апельсинов и кислых ягод.

Важно для зубов и костей:

Не забывайте, что излишек поступающих белков способствует выводу кальция из организма. Кроме этого, вымывает кальций кофе. Чтобы компенсировать этот процесс, пейте кофе со сливками или молоком и старайтесь в день потребления кофе, включать в рацион молочные продукты.

Другие продукты, содержащие кофеин, обладают тем же действием на содержание кальция: густой чай, кола… Газированные напитки тоже являются антагонистами Ca, поскольку фосфаты, входящие в их состав вытесняют кальций из костей. У людей, постоянно пьющих газированные напитки, риск перелома костей увеличивается в 5 раз.

Противоположным действие на кальций оказывают: морковь и свекла, редис и репа, которые способствуют его усвоению. Кроме этого салаты овощные рекомендуется заправлять маслом растительным, которое тоже улучшает усвоение Ca.

Витамин D содержится в рыбе: тунце и лососе, сардинах. Этот витамин способствует усвоению кальция. Требуется ежедневно съедать 50 г рыбы, чтобы восполнить организм этим витамином, причем консервы в счет не входят. А вот фосфора больше в минтае и камбале, кальмаре и мойве, а еще его содержат тыквенные семечки.

Много необходимых витаминов для укрепления костной системы содержится в мясе говядины, птице, баранины и свинины.

Необходимо включать в свой рацион сухофрукты и орехи, крупы и отруби, зелень и грибы,  которые богаты калием и магнием, фосфором.

Для пополнения костей витамином С, больше ешьте фруктов и ягод.  Кислые соки пейте через соломинку, чтобы уберечь зубы от вредного влияния  фруктовых кислот.

 produkty

Фрукты и овощи содержащие витамин А (каротин), старайтесь есть с с растительным маслом, сметаной, йогуртом, сливками, поскольку для полного усвоения каротина необходимы жиры.

Вредные продукты питания для зубов и костей

Важно помнить, что даже полезные продукты при их избыточном количестве наносят вред организму. Тот же кальций при избытке сгущает кровь, вызывая заболевание анемией и появление тромбов.

Поэтому постоянно принимать препараты кальция и БАДы с его содержанием не рекомендуется.

Но есть продукты, которые приносят больше вреда, чем пользы. Вредны фастфуды, жареные блюда, маргарин, консервы, кондитерские изделия, копчености и колбасные изделия.

Алкоголь совершенный антагонист кальция, он блокирует попадание этого элемента в костную систему. О кофе и газированных напитках,  уже упоминались выше.

Профилактика здоровых костей

В целях поддержания высокой плотности костной ткани и здоровых костей, важно получать достаточное количество витамина D и K. Витамин D необходим для нормальной регуляции уровня кальция в организме и в остеобластах. А витамин K играет важную роль в минерализации костной ткани и свертывании крови. Эти два витамина тесно связаны между собой, поэтому организм не может использовать один без другого.

Читайте также:  Облепиха какие витамины для чего и от чего

Физические упражнения и физическая активность также необходимы для поддержания здоровья костей, но только в умеренных количествах. Нельзя сразу выполнять слишком много упражнений, особенно таких, которые относятся к силовым и ударопрочным. Они оказывают высокую нагрузку на кости и могут повредить их. Если начинать тренироваться, то лучше делать это постепенно, чтобы кости успели укрепиться и адаптироваться.

А без  силовых нагрузок, как известно и мышцы и суставы постепенно атрофируются. Укреплению костей способствуют любые нагрузки: прыжки на батуте, аэробика и танцы, бег и ходьба по лестнице, езда на велосипеде.

Для сохранения нормальной плотности костей необходимо заниматься 2 раза в неделю минут по 30.

Таким образом, витамины для костей, а также минералы  играют важную роль для здоровья в целом. Наши кости поддерживают гомеостаз, выступают в качестве хранилища для кальция и магния, которые составляют больший объем костной массы. Эти минералы необходимы в разных количествах и в разное время суток, поэтому «хранилище» играет важную роль для молодости и здоровья.

При недостатке какого витамина нарушается минеральный состав костей

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму Обратная связь. Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Источник

Áóäåò ìíîãî òåêñòà è ýòî ñïðàâî÷íûé ìàòåðèàë, ìàëî ëè êîìó áóäåò èíòåðåñíî, ÷òî áû âñ¸ áûëî ïîä ðóêîé.

Âèòàìèíû — ýòî íèçêîìîëåêóëÿðíûå îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà, êîòîðûå ìîãóò èìåòü ðàçíîå õèìè÷åñêîå ñòðîåíèå, íå ñèíòåçèðóþòñÿ ÷åëîâå÷åñêèì îðãàíèçìîì è äîëæíû ïîñòóïàòü ñ ïèùåé. Èõ áèîëîãè÷åñêàÿ ðîëü çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíè âõîäÿò â ñîñòàâ ôåðìåíòîâ è êîôåðìåíòî⠗ ýòè ñîåäèíåíèÿ íóæíû äëÿ êàòàëèçà(çàïóñêà) ðàçëè÷íûõ ðåàêöèé. Êðîìå âèòàìèíîâ â ïèùå ñîäåðæàòñÿ ïðîâèòàìèíû, êîòîðûå ïîñòóïàÿ âíóòðü ïðåâðàùàþòñÿ â âèòàìèíû.

Âèòàìèíû äåëÿòñÿ íà äâå ãðóïïû:

Æèðîðàñòâîðèìûå (A, D, E, K)

Âîäîðàñòâîðèìûå (B, C, H, PP, P)

Æèðîðàñòâîðèìûå âèòàìèíû:

Âèòàìèí À —ýòî îáùåå íàçâàíèå íåñêîëüêèõ ñîåäèíåíèé: ðåòèíàëü, ðåòèíîë, ðåòèíîåâàÿ êèñëîòà è êàðîòèíîèäû, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðîâèòàìèíàìè(èç íèõ îáðàçóåòñÿ ðåòèíîë, íàïðèìåð: B-êàðîòèí).

Ôóíêöèè:

Çðåíèå. Èç ðåòèíîëà îáðàçóåòñÿ âåùåñòâî, êîòîðîå èíèöèèðóåò ñåðèþ ðåàêöèé, â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ ôîðìèðóåòñÿ ñèãíàë â çðèòåëüíîì íåðâå. Ó÷àñòâóåò â ïðîöåññå âîñïðèÿòèÿ ñâåòà ñåò÷àòêîé ãëàçà.

Ðåãóëèðóåò ýêñïðåññèþ ãåíîâ. Ðåòèíîåâàÿ êèñëîòà ìîæåò àêòèâèðîâàòü è ïîäàâëÿòü òðàíñêðèïöèþ(ðàçâîðîò ëåíòû ÄÍÊ ïðè ñèíòåçå) ãåíîâ òåì ñàìûì ðåãóëèðóÿ äèôôåðåíöèðîâêó êëåòîê.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Íåïîñðåäñòâåííî ñàì âèòàìèí À ñîäåðæèòñÿ â ãîâÿæüåé è ñâèíîé ïå÷åíè, ÿéöàõ, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòàõ .

 êà÷åñòâå ïðîâèòàìèíà (B-êàðîòèíà) ñîäåðæèòñÿ â ìîðêîâè.

Ðåêîìåíäóåìàÿ ñóòî÷íàÿ íîðìà 1—3 ìã.

Áîëåçíè ïðè íåõâàòêå âèòàìèíà À:

Íàðóøåíèå çðåíèÿ. Ïðè ðàííåé ñòàäèè è ëåãêîé ôîðìå ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà À ïðèâîäèò ê óõóäøåíèþ çðåíèÿ â òåìíîòå, äàëåå ðàçâèâàåòñÿ êñåðîôòàëüìèÿ(ñóõîñòü ðîãîâîé îáîëî÷êè ãëàçà), à çàòåì ðóáöåâàíèå ðîãîâèöû è íàñòóïàåò ñëåïîòà.

Íàðóøåíèå äèôôåðåíöèðîâêè êëåòîê. Íåõâàòêà âèòàìèíà À âåäåò ê ðàçâèòèþ èììóíîäåôèöèòà è ïîâûøåííîé âîñïðèèì÷èâîñòè ê èíôåêöèÿì.

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Ïðè èçáûòî÷íîì ïîòðåáëåíèè âèòàìèíà À âîçìîæåí ãèïåðâèòàìèíîç, êîòîðûé îïàñåí äëÿ ïëîäà ïðè áåðåìåííîñòè, òàê æå ñîãëàñíî ïîñëåäíèì èññëåäîâàíèÿì ãèïåðâèòàìèíîç âèòàìèíà À ìîæåò ïðèâîäèòü ê ðàçâèòèþ îñòåîïîðîçà.

Èçâåñòíû ñëó÷àè îñòðîãî îòðàâëåíèÿ âèòàìèíîì À ó ýñêèìîñîâ, èññëåäîâàòåëåé Àðêòèêè è èõ ñîáàê ïðè óïîòðåáëåíèè â ïèùó ïå÷åíè áåëîãî ìåäâåäÿ. Îíà òîêñè÷íà, íà 500 ã ïå÷åíè ñîäåðæèòñÿ äî 10 ìëí ÌÅ âèòàìèíà À. ( 1 ÌÅ âèòàìèíà À = 0,3 ìêã ðåòèíîëà)

Âèòàìèí D — åãî åùå íàçûâàþò «âèòàìèí ñîëíå÷íîãî ñâåòà» , ýòî öåëàÿ ãðóïïà îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé ðàçëè÷íîé ôîðìû, íî ñàìîé àêòèâíîé ÿâëÿåòñÿ êàëüöèòðèîë (1,25-äèãèäðîêñèõîëåêàëüöèôåðîë).  îðãàíèçì ïîñòóïàåò ñ ïèùåé ýðãîñòåðîë (ðàñòèòåëüíûé ýêâèâàëåíò õîëåñòåðèíà), êîòîðûé ïîä äåéñòâèåì óëüòðàôèîëåòîâîãî èçëó÷åíèÿ ïðåâðàùàåòñÿ â âèòàìèí D2 (ýðãîêàëüöèôåðîë) , êîòîðûé ïðåâðàùàåòñÿ â âèòàìèí D3 ((õîëåêàëüöèôåðîë) òîæå ìîæåò ïîñòóïàòü ñ ïèùåé, èëè ñèíòåçèðîâàòüñÿ èç 7-äåãèäðîõîëåñòåðîëà (ïðîìåæóòî÷íûé ïðîäóêò áèîñèíòåçà õîëåñòåðèíà) ), äàëåå ïóò¸ì íåñêîëüêèõ ðåàêöèé ïðåâðàùàåòñÿ â àêòèâíóþ ôîðìó âèòàìèíà D — êàëüöèòðèîë, êîòîðûé è âûïîëíÿåò âñå ïðèñóùèå ôóíêöèè.

Ôóíêöèè:

Ðåãóëèðóåò îáìåí êàëüöèÿ â îðãàíèçìå. Óñèëèâàåò âñàñûâàíèå èîíîâ êàëüöèÿ â êèøå÷íèêå, ó÷àñòâóåò âî âêëþ÷åíèè èîíîâ êàëüöèÿ â ñîñòàâ êîñòíîé òêàíè ïðè îêîñòåíåíèå. Ñòèìóëèðóåò â ïî÷êàõ ðåàáñîðáöèþ (îáðàòíîå âñàñûâàíèå) êàëüöèÿ â êðîâü.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ â ðûáüåì æèðå è â æèðíûõ ñîðòàõ ðûáû, ñëèâî÷íîì ìàñëå, ÿéöàõ.

Òàêèå ïðîäóêòû êàê çåðíîâûå çàâòðàêè, ìîëîêî, àïåëüñèíîâûé ñîê ìîãóò áûòü îáîãàùåíû âèòàìèíîì D.

Ðåêîìåíäóåìàÿ ñóòî÷íàÿ íîðìà 13—25 ìêã äëÿ äåòåé è áåðåìåííûõ, 7-12 ìêã äëÿ âçðîñëûõ.

Áîëåçíè ïðè íåõâàòêå âèòàìèíà D:

Íåäîñòàòîê âèòàìèíà D âûçûâàåò óìåíüøåíèÿ êàëüöèÿ â îðãàíèçìå (ãèïîêàëüöèåìèÿ), ÷òî âûçûâàåò ðàõèò (ó äåòåé) è îñòåîìàëÿöèÿ (ó âçðîñëûõ). Ãèïîêàëüöèåìèÿ ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ñóäîðîã è òåòàíèè.

Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ïðè÷èí íåõâàòêè âèòàìèíà D:

— Íåäîñòàòîê ñîëíå÷íîãî ñâåòà. Åñëè ÷åëîâåê ðåäêî íàõîäèòñÿ íà óëèöå è ïîëó÷àåò íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî ñîëíå÷íîãî ñâåòà, â åãî îðãàíèçìå ñèíòåçèðóåòñÿ íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî âèòàìèíà D. Âûñîêèé øàíñ ðàçâèòèÿ ãèïîâèòàìèíîçà ó ëþäåé çèìîé, êîãäà ìàëî ñîëíå÷íîãî ñâåòà, à ëþäè âûíóæäåíû çàêðûâàòü êîæó îäåæäîé.

— Íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ â êèøå÷íèêå.  ñëåäñòâèè çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ ÆÊÒ óñâîÿåìîñòü âèòàìèíà D ìîæåò óìåíüøàòüñÿ.

— Õðîíè÷åñêàÿ ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.  ïî÷êàõ ïðîòåêàåò ðåàêöèÿ êîòîðàÿ îáðàçóåò àêòèâíóþ ôîðìó âèòàìèíà D — êàëüöèòðèîë. Ïðè õðîíè÷åñêîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè çàïóñêàåòñÿ êàñêàä ñîáûòèé êîòîðûå ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ âòîðè÷íîãî ãèïåðïàðàòèðåîçà (çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóþùååñÿ âûðàæåííûì íàðóøåíèåì îáìåíà êàëüöèÿ è ôîñôîðà) è íåôðîãåííîé îñòåîïàòèè (çàáîëåâàíèå ïðè êîòîðîì íà÷èíàåò ðàçðóøàòüñÿ êîñòíàÿ òêàíü, â ñëåäñòâèè íàðóøåíèÿ îáìåíà êàëüöèÿ è ôîñôîðà)

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Ïðè áîëüøèõ äîçàõ âèòàìèíà D íàáëþäàåòñÿ ãèïåðêàëüöèåìèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ îñòåîïîðîçà (ñíèæàåòñÿ ïëîòíîñòü êîñòåé), êàëüöèíîçó (îòëîæåíèå êàëüöèÿ)âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè.

Âèòàìèí Å — âêëþ÷àåò â ñåáÿ òîêîôåðîë è ãðóïïó ñîåäèíåíèé ñ õðîìàíîâûì öèêëîì.

Ôóíêöèè:

Âèòàìèí Å ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì àíòèîêñèäàíòîì (ñîåäèíåíèå êîòîðîå îñòàíàâëèâàåò èëè çàìåäëÿåò ðåàêöèþ îêèñëåíèÿ) îðãàíèçìà.

Çàùèùàåò ÏÍÆÊ (ïîëèíåíàñûùåííûå æèðíûå êèñëîòû (æèðíûå êèñëîòû, êîòîðûå èìåþ â ñâî¸ì ñòðîåíèè áîëåå îäíîé äâîéíîé ñâÿçè ìåæäó àòîìàìè óãëåðîäà)) îò ïîâðåæäåíèÿ ñâîáîäíûìè ðàäèêàëàìè, òåì ñàìûì çàùèùàåò êëåòî÷íûå ìåìáðàíû.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ â ðàñòèòåëüíûõ ìàñëàõ, îðåõàõ, îâîùàõ, ñëèâî÷íîì ìàñëå, ÿè÷íîì æåëòêå.

Ðåêîìåíäóåìàÿ ñóòî÷íàÿ íîðìà 5—10 ìã.

Áîëåçíè ïðè íåõâàòêå âèòàìèíà Å:

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè âèòàìèíà Å íàáëþäàþòñÿ ó äåòåé, áîëüíûõ ìóêîâèñöèäîçîì (íàñëåäñòâåííîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ïîðàæàåò æåëåçû âíóòðåííåé ñåêðåöèè è íàðóøàåò ôóíêöèè îðãàíîâ äûõàíèÿ), à òàê æå ïðè ñòåàòîðåå (ñáîé ðàáîòû ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî â êàëå æèðû èëè æèðíûå êèñëîòû).  ðåçóëüòàòå ýòèõ çàáîëåâàíèé ïîÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòî÷íîñòü âèòàìèíà Å, ÷òî âåä¸ò ê ïîâðåæäåíèþ ìåìáðàí ýðèòðîöèòîâ, êîòîðîå âåä¸ò ê ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè (ðàçðóøàþòñÿ ýðèòðîöèòû), òàê æå íåäîñòàòî÷íîñòü âåäåò ê ïîâðåæäåíèþ íåðâíûõ êëåòîê, ÷òî çàêàí÷èâàåòñÿ ïîðàæåíèåì ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìîé (íåðâíàÿ ñèñòåìà âûõîäÿùàÿ çà ïðåäåëû ãèïîòàëàìóñà è ñïèííîãî ìîçãà).

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Ñèìïòîìû ïðè ïåðåäîçèðîâêå âèòàìèíà Å âûðàæåíû î÷åíü ñëàáî, íî â ñëó÷àå åñëè ýòî ïðîèñõîäèò ïðè ãèïîâèòàìèíîçå âèòàìèíà Ê, ìîæåò ïðèâåñòè ê óâåëè÷åíèþ âðåìåíè ñâåðòûâàíèÿ êðîâè.

Âèòàìèí Ê —ñóùåñòâóåò â äâóõ ïðèðîäíûõ ôîðìàõ: âèòàìèí Ê1 (ôèëëîõèíîí) è âèòàìèí Ê2 (ìåíàõèíîí). Ñóùåñòâóåò òàêæå âèòàìèí Ê3 (ìåíàäèîí) — íî ýòî ñèíòåòè÷åñêèé âîäîðàñòâîðèìûé àíàëîã.

Ôóíêöèè:

Ó÷àñòâóåò â ñâ¸ðòûâàíèè êðîâè. Âèòàìèí Ê ó÷àñòâóåò â êàðáîêñèëèðîâàíèè (íåïîñðåäñòâåííîå ââåäåíèå êàðáîêñèëüíîé ãðóïïû ÑÎÎÍ â îðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ äåéñòâèåì ÑÎ2) îñòàòêîâ ãëþòàìèíîâîé êèñëîòû áåëêîâ ïëàçìû êðîâè, ÷òî âàæíî äëÿ óñêîðåíèÿ ñâ¸ðòûâàíèÿ êðîâè.

Ó÷àñòâóåò â ìèíåðàëèçàöèè êîñòåé. Ïîñëåäíèå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî âèòàìèí Ê âàæåí äëÿ ïðàâèëüíî ðîñòà è ðàçâèòèÿ êîñòåé.

Читайте также:  Какие витамины выводят мочевую кислоту

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Îñíîâíîé èñòî÷íèê — ðàñòèòåëüíûå ìàñëà è îâîùè.

Ìîæåò ñèíòåçèðîâàòüñÿ ìèêðîôëîðîé êèøå÷íèêà.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 100 ìêã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè Âèòàìèíà Ê:

Ãåìîððàãè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííûõ. Ïåðåäà÷à âèòàìèíà Ê îò ìàòåðè ðåáåíêó ÷åðåç ïëàöåíòó ñëàáî ýôôåêòèâíà, ïîýòîìó ìîæåò ðàçâèòüñÿ àâèòàìèíîç, ÷òî âûçûâàåò êðîâîèçëèÿíèÿ ó íîâîðîæäåííîãî. Ïîñêîëüêó ÆÊÒ íîâîðîæäåííîãî ñòåðèëåí, â íåì íå ìîãóò ñèíòåçèðîâàòüñÿ âèòàìèíû, ò.ê. íåò íóæíûõ áàêòåðèé. Ãðóäíîå ìîëîêî êîòîðûì êîðìèòñÿ ìëàäåíåö íå áîãàòî âèòàìèíîì Ê. Âñ¸ ýòî â ñîâîêóïíîñòè âûçûâàåò ãèïîâèòàìèíîç è ïîñëåäóþùèå ïðîáëåìû ó ìëàäåíöåâ.

Îñòåîïîðîç. Ñîãëàñíî ïîñëåäíèì èññëåäîâàíèÿì íåõâàòêà âèòàìèíà Ê ïîâûøàåò ðèñê ïåðåëîìîâ è ðàçâèòèÿ îñòåîïîðîçà.

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Ïðè ïåðåäîçèðîâêè âèòàìèíà Ê íå áûëè çàìå÷åíû êàêèå-ëèáî íåïðèÿòíûå ñèìïòîìû.

Âîäîðàñòâîðèìûå âèòàìèíû:

Âèòàìèí B1 — ïîñòðîåí èç äâóõ öèêëè÷åñêèõ ñèñòåì — ïèðèìèäèíà (øåñòè÷ëåííûé àðîìàòè÷åñêèé öèêë ñ äâóìÿ àòîìàìè àçîòà) è òèàçîëà (ïÿòè÷ëåííûé àðîìàòè÷åñêèé öèêë, âêëþ÷àþùèé àòîì àçîòà è ñåðû) ñîåäèíåííûõ ìåòèëîâîé ãðóïïîé. Àêòèâíîé ôîðìîé ÿâëÿåòñÿ òèàìèíäèôîñôàò.

Ôóíêöèè:

Êîôàêòîð (íå áóäó âäàâàòüñÿ â ïîäðîáíîñòè, ïðîñòûìè ñëîâàìè — ïîìîùíèê, ïîìîãàåò çàïóñêàòü ôåðìåíòàòèâíóþ ðåàêöèþ) ïèðóâàòäåãèäðîãåíàçû — ôåðìåíò êàòàëèçèðóþùèé (çàïóñêàþùèé) ïåðåõîäíóþ ðåàêöèþ ìåæäó ãëèêîëèçîì è öèêëîì Êðåáñà (ó÷àñòâóåò â ïðåâðàùåíèè ïèðóâàòà â àöåòèë-ÊîÀ «ïîäðîáíåå çäåñü»). Ó÷àñòâóåò â ýíåðãåòè÷åñêîì ìåòàáîëèçìå ãëþêîçû è äðóãèõ óãëåâîäîâ.

Êîôàêòîð ìíîãèõ äðóãèõ ôåðìåíòîâ.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ â çëàêàõ, áîáàõ, äðîææàõ è ïå÷åíè.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 2-3 ìã. Ëèáî çàâèñèò îò ýíåðãîçàòðàò, íà êàæäóþ 1000 êêàë/ 0,4 ìã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B1:

Íåäîñòàòî÷íîñòü âèòàìèíà ïîÿâëÿåòñÿ â ñëåäñòâèè çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ áîëåçíè Âåðíèêå (ïîðàæåíèå ñðåäíåãî ìîçãà è ãèïîòàëàìóñà) è ïñèõîçà Êîðñàêîâà (ïîòåðÿ ïàìÿòè è òä.).

Áîëåçíü áåðè-áåðè (â ðåçóëüòàòå íåõâàòêè âèòàìèíà B1 íàêàïëèâàåòñÿ ïèðóâàò, êîòîðûé â ïîñëåäñòâèè ïîðàæàåò íåðâíóþ ñèñòåìó è ñåðäå÷íî ñîñóäèñòóþ) .

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Òîêñè÷åí ïðè ïîòðåáëåíèè áîëåå 3 ã â ñóòêè. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, ñèìïòîìû îòðàâëåíèÿ èçìåí÷èâû.

Âèòàìèí B2 — ðèáîôëàâèí, ó÷àñòâóåò â ýíåðãåòè÷åñêîì ìåòàáîëèçìå ãëþêîçû è æèðíûõ êèñëîò. Âõîäèò â ñîñòàâ ôåðìåíòîâ, ó÷àñòâóþùèõ â îêèñëèòåëüíî-âîññòàíîâèòåëüíûõ ðåàêöèÿõ.

Ôóíêöèè:

Âõîäèò â ñîñòàâ ïðîñòåòè÷åñêîé ãðóïïû ÔÀÄ (ôëàâèíàäåíèíäèíóêëåîòèä), êîòîðàÿ ñîäåðæèòñÿ â ìóëüòèôåðìåíòíûõ êîìïëåêñàõ, ó÷àñòâóþùèõ â îêèñëèòåëüíîì äåêàðáîêñèëèðîâàíèè.

Ó÷àñòâóåò â òêàíåâîì äûõàíèè.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ â ìîëîêå, ïå÷åíè, äðîææàõ, ÿéöàõ.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 2-3 ìã.

Ñïåöèôè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ñâÿçàííûå ñ äåôèöèòîì âèòàìèíà íå âûÿâëåíû, õîòÿ â íåêîòîðûõ èñòî÷íèêàõ èìååòñÿ äðóãîå ìíåíèå. Íî ñëåäóåò èìåòü ââèäó: âîñïàëåííûé ÿçûê ìàëèíîâî-êðàñíîãî öâåòà ìîæåò óêàçûâàòü íà äåôèöèò. Ðèáîôëàâèí ðàçðóøàåòñÿ ïîä äåéñòâèåì óëüòðàôèîëåòà.

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Ñëó÷àåâ îòðàâëåíèÿ íå çàðåãèñòðèðîâàíî.

Âèòàìèí B3 — íèàöèí(ÐÐ), ýòèì òåðìèíîì îáîçíà÷àþò íèêîòèíîâóþ êèñëîòó è íèêîòèíàìèä.

Ôóíêöèè:

Âõîäèò â ñîñòàâ êîôåðìåíòîâ ÍÀÄ (íèêîòèíàìèäàäåíèíäèíóêëåîòèä) è ÍÀÄÔ (íèêîòèíàìèäàäåíèíäèíóêëåîòèäôîñôàò), êîòîðûå ó÷àñòâóþò âî ìíîãèõ ìåòàáîëè÷åñêèõ ïóòÿõ.

ÍÀÄ èñïîëüçóåòñÿ ïðè ãëèêîëèçå, îêèñëåíèè æèðíûõ êèñëîò, îêèñëåíèè àìèíîêèñëîò è öèêëå Êðåáñà.

ÍÀÄÔ è åãî âîññòàíîâèòåëüíàÿ ôîðìà ÍÀÄÔÍ èãðàþò âàæíóþ ðîëü â áèîñèíòåçå ðàçíûõ âåùåñòâ.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ â ìÿñå, ïå÷åíè, äðîææàõ, áîáàõ.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 15-25 ìã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B3:

Ïðè íåäîñòàòî÷íîì ïîñòóïëåíèè âèòàìèíà Â3 ñ ïèùåé ðàçâèâàåòñÿ ïåëëàãðà («áîëåçíü òð¸õ Ä» — äèàðåÿ, äåðìàòèò, äåìåíöèÿ(ñëàáîóìèå)), ìîæåò óáèòü ÷åëîâåêà â òå÷åíèè 5 ëåò.

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Ïðè ïåðåäîçèðîâêè íèêîòèíîâîé êèñëîòû íàáëþäàåòñÿ ðàñøèðåíèå ñîñóäîâ è ñíèæåíèå äàâëåíèÿ.

Âèòàìèí B5 — ïàíòîòåíîâàÿ êèñëîòà.

Ôóíêöèè:

Âõîäèò â ñîñòàâ êîôåðìåíòà À, êîòîðûé ó÷àñòâóåò â ìåòàáîëèçìå óãëåâîäîâ, æèðíûõ êèñëîò è àìèíîêèñëîò.

Âõîäèò â ñîñòàâ àöèëïåðåíîñÿùåãî áåëêà, êîòîðûé ó÷àñòâóåò â ñèíòåçå æèðíûõ êèñëîò.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ âî âñåõ ïðîäóêòàõ.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 3-5 ìã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B5:

Ìîæåò ðàçâèòüñÿ äåðìàòèò.

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Òîêñè÷íàÿ äîçà áîëåå 10 ã â ñóòêè.

Âèòàìèí B6 — îáùåå íàçâàíèå òðåõ ñîåäèíåíèé ïðîèçâîäíûõ îò ïèðèäèíà: ïèðèäîêñàëü, ïèðèäîêñèí è ïèðèäîêñàìèí.

Ôóíêöèè:

Ó÷àñòâóåò â ðåàêöèÿõ òðàíñàìèíèðîâàíèÿ â ìåòàáîëèçìå àìèíîêèñëîò.

Íóæåí ïðè áèîñèíòåçå çàìåíèìûõ àìèíîêèñëîò è èõ îêèñëåíèè äëÿ ïîëó÷åíèÿ ýíåðãèè.

Ó÷àñòâóåò â ðàñïàäå ãëèêîãåíà (äåïî ãëþêîçû).

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ ìÿñå, ðûáå, îðåõàõ è ìîëîêå.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 2-3 ìã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B6:

Íåõâàòêà íàáëþäàåòñÿ ÷àùå âñåãî ïðè àëêîãîëèçìå, â âèäå âîñïàëåíèÿ ÿçûêà, ãóá è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ðòà.

Ïåðåäîçèðîâêà (òîêñè÷íîñòü):

Âûñîêèå äîçû î÷åíü òîêñè÷íû ñ áîëüøèì ïðîÿâëåíèåì ñèìïòîìîâ.

Âèòàìèí B12 — êîáàëàìèí, êîìïëåêñíîå ñîåäèíåíèå, â îñíîâå êîòîðîãî èìååòñÿ öèêë êîððèíà è ñâÿçàííûé èîí êîáàëüòà. Ñèíòåçèðóåòñÿ ëèøü â ìèêðîîðãàíèçìàõ.

Ôóíêöèè:

Âõîäèò â ñîñòàâ êîôåðìåíòîâ, ó÷àñòèå â ðåàêöèÿõ êîòîðûõ çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåíîñå ìåòèëüíîé ãðóïïû(ÑÍ3).

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ â ïðîäóêòàõ òîëüêî æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 2-3 ìêã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B12:

Ïðè íåõâàòêå ðàçâèâàåòñÿ àíåìèÿ(ìàëîêðîâèå) ñî âñåìè âûòåêàþùèìè.

Ðàçâèâàåòñÿ ãîìîöèñòèíåìèÿ(ïîâûøåííîå ñîäåðæàíèå ãîìîöèñòåèíà â êðîâè), êîòîðàÿ âåä¸ò çàáîëåâàíèÿì ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû.

Âèòàìèí Í — áèîòèí, ñèíòåçèðóåòñÿ ìèêðîôëîðîé êèøå÷íèêà.

Ôóíêöèè:

Ó÷àñòâóåò â ðåàêöèÿõ êàðáîêñèëèðîâàíèÿ(äîáàâëåíèÿ ãðóïïû ÑÎÎÍ).

ßâëÿåòñÿ êîôàêòîðîì ôåðìåíòà ïèðóâàòêàðáîêñèëàçû, êîòîðûé ó÷àñòâóåò â ãëþêîíåîãåíåçå (ñîçäàíèå ãëþêîçû), è àöåòèë-ÊîÀ-êàðáîêñèëàçû. (ó÷àñòâóåò â ñèíòåçå æèðíûõ êèñëîò)

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ â äðîææàõ, ïå÷åíè, ìîëîêå è ÿéöàõ.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 200-250 ìêã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà Í:

Ïðè íåõâàòêå íàðóøàåòñÿ ñèíòåç æèðíûõ êèñëîò, ÷òî èçìåíÿò ñîñòàâ æèðíûõ êèñëîò â ñûâîðîòêå êðîâè.

Ìîæåò áûòü ãèïåðõîëåñòåðèíåìèÿ (ïîâûøåííûé õîëåñòåðèí â êðîâè).

 ñûðîì ÿéöà ñîäåðæèòñÿ àâèäèí, âåùåñòâî êîòîðîå ïðåïÿòñòâóåò âñàñûâàíèþ áèîòèíà.

Âèòàìèí C — áîëåå ïðèâû÷íîå íàçâàíèå àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà. Ÿ äîáàâëÿþò âî ìíîãèå ïðîäóêòû è íàïèòêè â êà÷åñòâå àíòèîêñèäàíòà è êàê âêóñîâóþ äîáàâêó. Âèòàìèí Ñ ìåäëåííî ðàçðóøàåòñÿ â âîäå.

Ôóíêöèè:

Âèòàìèí Ñ ó÷àñòâóåò âî ìíîãèõ ðåàêöèÿ â êà÷åñòâå ñèëüíîãî âîññòàíîâèòåëÿ.

Ñ ó÷àñòèåì àñêîðáèíîâîé êèñëîòû ïðîèñõîäèò ñèíòåç êîëëàãåíà (ãëàâíûé áåëîê ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè), êàòåõîëàìèíà(ñèãíàëüíîå âåùåñòâî) è æåë÷íûõ êèñëîò, à òàê æå â äåãðàäàöèÿ àìèíîêèñëîòû òèðîçèíà.

ßâëÿåòñÿ ïåðåõâàò÷èêîì ñâîáîäíûõ ðàäèêàëîâ.

Ó÷àñòâóåò â áèîñèíòåçå êàðíèòèíà, íîðàäðåíàëèíà.

Ïèùåâûå èñòî÷íèêè:

Ñîäåðæèòñÿ ñâåæèõ ôðóêòàõ(îñîáåííî â öèòðóñîâûõ) è îâîùàõ.

Ñóòî÷íàÿ íîðìà 50-100 ìã.

Áîëåçíè ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà Ñ:

Äåôèöèò âèòàìèíà Ñ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àåòñÿ êðàéíå ðåäêî, íî åñëè ýòî ïðîèñõîäèò íàðóøàåòñÿ ñèíòåç êîëëàãåíà, ÷òî ïðèâîäèò ê öèíãå. Áîëüíîé òåðÿåò çóáû, êðîâîòî÷àò äåñíà, ïîÿâëÿþòñÿ ãåìàòîìû è ïëîõî çàæèâàþò ðàíû.

Çàêëþ÷åíèå è âûâîäû

Ïîäâîäÿ îáùóþ ÷åðòó ïîä âñåì,÷òî áûëî ñêàçàíî âûøå, ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíî, ÷òî âèòàìèíû â ïèòàíèè ÷åëîâåêà èãðàþ î÷åíü âàæíóþ ðîëü è ïðåíåáðåæåíèå ýòèì ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé áîëüøîãî êîëè÷åñòâà çàáîëåâàíèé. Îíè âûïîëíÿþ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ôóíêöèé â îðãàíèçìå: îòâå÷àþò çà çðåíèå, ñèíòåç êîëëàãåíà, ïåðåíîñÿò ôóíêöèîíàëüíûå ãðóïïû îò îäíèõ ñîåäèíåíèé ê äðóãèì â õîäå ðåàêöèé, ó÷àñòâóþò â ôîðìèðîâàíèè ñêåëåòà, îáíîâëåíèè êîñòíîé òêàíè, ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, ó÷àñòâóþ äàæå â ýíåðãîîáåñïå÷åíèè íàøåãî îðãàíèçìà è òä.

 îáùåì ôóíêöèè, êîòîðûå âûïîëíÿþò ýòè âåùåñòâà âåñüìà ìíîãî÷èñëåííû è æèçíåííî íåîáõîäèìû. Õîòü ðÿä âèòàìèíîâ è ñèíòåçèðóåòñÿ â êèøå÷íèêå è íåõâàòêà èõ äîâîëüíî ðåäêîå ñîáûòèå, íî ÷åëîâåê, ïèòàíèå êîòîðîãî áåñêîíòðîëüíî íå ñáàëàíñèðîâàíî, èìååò äîñòàòî÷íî âûñîêèå ðèñêè ñòðàäàòü îò íåõâàòêè êàêîãî ëèáî âèòàìèíà. Âî èçáåæàíèå ýòèõ ïðîáëåì ÿ ðåêîìåíäóþ êàæäîìó ÷åëîâåêó îòíåñòèñü ê ñâîåìó ïèòàíèþ áîëåå îñîçíàííî, âåäü îò ýòîãî çàâèñèò êà÷åñòâî æèçíè, à ïîðîé è ñàìà æèçíü. Íå ïîëåíèòåñü è ïðîàíàëèçèðóéòå ñâîé îñíîâíîé ðàöèîí, êàêèå âèòàìèíû â èçáûòêå, à êàêèå íåò. Âû êðàéíå óäèâèòåñü ïîëó÷åííûì ðåçóëüòàòàì.

Íà ýòîì ÿ ñ âàìè ïðîùàþñü. Â íàñòîÿùåå âðåìÿ õîòü íàì è íå óãðîæàåò ñìåðòü îò ãîëîäà, íî ìû âñå òàê æå, èç-çà ñâîåé áåçãðàìîòíîñòè, ïîäâåðãàåì íàøå çäîðîâüå îïàñíîñòè. Çàíèìàéòåñü ñïîðòîì, ïèòàéòåñü îñîçíàííî è ðàäóéòåñü æèçíè. Âñåì ñïàñèáî.

Источник