На какие две группы делят витамины в зависимости от

На какие две группы делят витамины в зависимости от thumbnail



Вопросы в начале параграфа.


Вопрос 1. Почему витамины необходимы организму?

Витамины необходимы для регуляции обмена веществ, нормального течения жизнедеятельности, так как они являются ферментами или входят в их состав.


Вопрос 2. Какие витамины относят к водорастворимым, а какие — к жирорастворимым?

Водорастворимые витамины. Наиболее известен из этой группы витамин С (аскорбиновая кислота), В1, В2, В12.

Жирорастворимые витамины – витамин А, Е, D.


Вопрос 3. Как сохранить витамины при кулинарной обработке пищи?

При тепловой обработке пищи часть содержащихся в ней витаминов разрушается, особенно витамины группы В и С. Их разрушает не только высокая температура, но и соприкосновение с металлом. Кроме того, витамин С легко окисляется кислородом воздуха. Потеря витаминов происходит и при длительном хранении заранее приготовленной пищи. В течение всего года следует по возможности разнообразить рацион за счет свежей зелени — салата, укропа, петрушки.

Вопросы в конце параграфа.


Вопрос 1. Какое значение в организме имеют витамины?

Витамины необходимы для регуляции обмена веществ, нормального течения жизнедеятельности, так как они являются ферментами или входят в их состав.


Вопрос 2. Могут ли витамины синтезироваться в организме?

Некоторые витамины (D, В, К) могут синтезироваться в организме человека, но в недостаточном количестве. Поэтому витамины мы должны получать с пищей.


Вопрос 3. Можно ли заменить недостаток одного витамина избытком другого?

Нет. Недостаток одного витамина не восполняется избытком другого.


Вопрос 4. На какие две группы делятся витамины в зависимости от их растворимости?

По растворимости витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые.


Вопрос 5. Поясните разницу в понятиях: гиповитаминоз и авитаминоз.

Авитаминозом принято называть глубокий дефицит витамина в организме, сопровождающийся выраженными симптомами его недостаточности.

Гиповитаминозом называют состояние умеренного дефицита витамина, когда наблюдаются в основном общие неспецифические проявления недостаточности витамина (быстрая утомляемость, нарушение концентрации внимания, ослабление памяти, апатия, головные боли и т. д.).


Вопрос 6. Как проявляется цинга? С чем она связана? Почему раньше ею часто болели мореплаватели?

Для цинги характерны следующие симптомы: человек слабеет, у него снижается иммунитет, кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать. Цинга вызывается отсутствием в пище витамина С. При длительном его отсутствии организм погибает. Моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в достаточном количестве.


Вопрос 7. В каких продуктах находятся витамины группы В? Каково их значение?

Особенно много витаминов этой группы содержится в оболочках семян ржи, риса, бобовых, а из животных продуктов — в почках, печени, яичном желтке. Из этих витаминов образуются ферменты, осуществляющие многие важнейшие реакции обмена.

Вопросы в конце параграфа.


Вопрос 1. Недостаток какого витамина вызывает «куриную слепоту»?

«Куриную слепоту» вызывает недостаток витамина А.


Вопрос 2. Недостаток какого вещества приводит к рахиту и как уберечь детей от этой болезни?

Недостаток витамина D приводит к рахиту. Чтобы его избежать необходимо чаще бывать на свежем воздухе на солнце.

Источник

Прегабалин и гамма-аминомасляная кислота действительно связаны, но там всё несколько сложнее.

Попробую изложить максимально просто (кое-где потеряв точность и смысл в угоду простоте).

Рассмотрим два нейрона. Они взаимодействуют друг с другом, посылая сигналы. На физическом уровне это могут быть электрические импульсы (этот вариант нам здесь не слишком интересен) или специальная хитрая молекула — нейромедиатор. Нейромедиаторов известно много (наиболее известные — серотонин, дофамин, норадреналин), и ГАМК — один из них.

Но просто выпустить молекулу нейромедиатора в пространство — недостаточно, нужно её «принять» на постсинаптическом (втором в нашей паре, принимающем) нейроне. Для этого у него на поверхности быть специальные белки — рецепторы.

Рецепторы имеют интересное свойство — они активируются только тем веществом, под которое они создано — серотониновый рецептом в общем случае не будет реагировать на молекулу ГАМК и наоборот (хотя на деле всё сложнее, но для ответа на данный вопрос нет смысла в это погружаться).

В нервной системе человека основными рецепторами, реагирующими на ГАМК, являются ГАМК-А и ГАМК-B рецепторы. При связывании молекулы ГАМК с соответствующим рецептором «принимающего» нейрона происходит ингибирование («подавление») нервного импульса.

Теперь давайте посмотрим на прегабалин. Помимо влияния на нейрон путём отправки ему «сообщения» в виде молекулы нейромедиатора, на него можно воздействовать через т.н. потенциал-зависмые кальциевые каналы.

Суть в том, что у нейрона есть т.н. «мембранный потенциал» — разница в величине электрического заряда между внешней и внутренней стороны его мембраны («оболочки»). Достигается это за счёт того, что концентрация положительно заряженный ионов натрия в цитоплазме («внутри нейрона») ниже, чем в окружающей среде («снаружи нейрона»).

В оболочке нейрона есть специальные штуки — ионные каналы, которые можно упрощённо представить как «ворота», сквозь которые ион того же натрия может пройти снаружи клетки внутрь нейрона. Это приведёт к тому, что разница между внешним и внутренним электрическим зарядом временно уменьшится в том участке, где это произошло.

Затем ион натрия будет выброшен обратно натрий-калиевым насосом (специальная молекула, которая тащит внутрь ионы калия и выбрасывает наружу ионы натрия).

А если процесс повторить по всей длине внешней поверхности, ты мы увидим «бегущую волну» (см. картинку из Википедии):

Но впустить внутрь клетки можно не только ион натрия — Na+ (который является основой этого механизма, но и он кальция — Ca2+), примерно с тем же результатом — «деполяризацией» (увеличение деполяризации).

Если разницу между электрическими зарядами упрощённо и неправильно (это аналогия, а не точное описание) рассмотреть как разность между суммарным зарядом внутри клетки в некоторой окрестности (который формируется находящимися «недалеко» от интересующей нас точки положительными ионами) и суммарным зарядом снаружи клетки (который тоже формируется находящимися в интересующей нас окрестности положительными ионами), то при переходе положительно заряженного иона (в частности, кальция) «снаружи» «внутрь» эта разница уменьшится.

Когда это произойдёт, возникнет та самая «бегущая волна» (потенциал действия) и нейрон возбудится.

А теперь — к прегабалину: он блокирует («выключает») кальциевые каналы, препятствуя возбуждению нейрона. Т.е. здесь тоже происходит «подавление» нервного импульса (как и в случае с ГАМК, см. выше).

В этом плане ГАМК и прегабалин — похожи. Но механизмы действия совершенно разные. Грубо говоря, это примерно как «приготовить и съесть круассан дома» и «поехать во Францию поесть круассанов»: в какой-то степени результат схож («аналогичен») — вы съедите круассан, но разница настолько велика, что назвать эти две стратегии «одинаковыми» язык не поворачивается.

Если же рассматривать не вещества в мозге, а именно лекарственные препараты (т.е. те же вещества в виде таблеток — до того, как они попали в мозг), то становится всё ещё интереснее.

Дело в том, что для попадания из желудка в мозг препарат (или его метаболиты) должен пройти т.н. гематоэнцефалогический барьер — специальный «фильтр», который не пропускает в мозг очень многие вещества.

Так вот, «ГАМК в таблетках» очень плохо этот барьер проходит (в отличие от прегабалина), поэтому если вы съедите ГАМК в виде порошка или таблетки, скорее всего, ничего не произойдёт. В отличие от прегабалина.

И не могу напоследок не сказать о том, что сейчас ужесточились правила отпуска прегабалина, поэтому помимо риска формирования зависимости (который был всегда), сейчас существуют определённые правовые риски, связанные с употреблением этого препарата.

Не занимайтесь самолечением, соблюдайте назначения врача, перед приёмом чего-либо консультируйтесь с врачом, а не с анонимами на сервисах вопросов и ответов.

Литература

1. Шостак В.И., Лытаев С.А., Березанцева М.С. Психофизиология. Учебное пособие. — СПб, 2007. ISBN 978-5-93979-186-1÷

2. Stahl, Stephen M., and Meghan M. Grady. Stahl’s essential psychopharmacology : prescriber’s guide. Cambridge, United Kingdom New York, NY: Cambridge University Press, 2017. Print.

3. Машковский М. Д. Лекарственные средства. — 16-е изд. — М.: Новая волна, 2012. — С. 117. — 1216 с. — ISBN 978-5-7864-0218-7.

Источник

25 апреля 2014

Автор КакПросто!

Слово «витамин» происходит от латинского vita, что значит «жизнь». Так называют некоторые органические соединения, которые поступают в организм с пищей в очень малых количествах. Но если их не будет, организм обречен на болезни.

Витамины – термин собирательный. Эти вещества разнообразны и по своей химической природе, и по той роли, которую они играют в обмене веществ. В зависимости от указанных признаков их разделяют на группы.

Витамины подразделяются на три группы: водорастворимые, липидорастворимые (жирорастворимые) и витаминоподобные соединения.
К первой группе принадлежат витамины B1, B2, B5, B6, B12, Bc, P, PP, C и H. Группа жирорастворимых витаминов включает в себя витамины A, K, K1, K2, E, D2, D3 и А. К витаминоподобным веществам относятся урацилкарбоновая кислота (B13) и пангамит кальция (B15).

У каждого из этих веществ – своя роль в организме и свои источники. В частности, витамин А регулирует синтез белков и пигмента сетчатки, формирует костную ткань. Содержится он в яичных желтках, молочных продуктах, говяжьей печени, рыбьем жире, а также в некоторых растениях – моркови, брокколи, сладком перце, тыкве, черешне).

Витамины группы B, которые организм получает из мяса, хлеба из муки грубого помола, риса, овсянки, петрушки, способствуют росту, участвуют в кроветворении. Витамины группы К регулируют свёртываемость крови, получить их можно из цветной капусты, шпината, овса, сои, зеленого чая и плодов шиповника.

Недостаток того или иного витамина называется гиповитаминозом, а полное его отсутствие – авитаминозом. Но большое количество витаминов – это не всегда благо. Избыток какого-либо витамина, именуемый гипервитаминозом, тоже является патологией.

Недостаток витамина А может привести к помутнению роговицы, бессоннице, эрозии шейки матки, замедлению роста у детей, сухости кожи, преждевременному появлению морщин. Избыток его приводит к увеличению селезенки и печени, выпадению волос, утолщению костей и боли в суставах.

При недостатке витаминов группы В наблюдается ухудшение памяти и координации движений, повышенная утомляемость, снижение аппетита, гипертония, а при избытке – склонность к аллергии и нарушение работы почек.

Витамин С в больших дозах вызывает раздражение слизистой оболочки желудка, негативно влияет на зубную эмаль. Особенно опасен избыток этого витамина при сахарном диабете и тромбофлебите. При недостатке его кровоточат десны, плохо заживают раны, человек становится вялым и раздражительным. Особенно необходим этот витамин людям, вынужденным регулярно находиться в прокуренных помещениях.

Любой витамин необходим организму в определенной дозе, поэтому не следует принимать витамины в таблетках, не посоветовавшись с врачом.

Источники:

  • Энциклопедия витаминов

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

Технология, 5 класс

Урок 21. Основы здорового питания

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятия кулинария и питание.
  2. Пищевые вещества, необходимые человеку: белки, жиры углеводы, минеральные соли, витамины и вода.
  3. Принципы рационального питания.

Тезаурус:

Кулинария– искусство приготовления пищи.

Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.

Рациональное питание (от лат. – разумный) – это питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека.

Пищевой рацион – набор пищевых продуктов, необходимый человеку на определённый период времени (на день, на неделю)

Режим питания – это время и число приёмов пищи.

Калорийность (энергетическая ценность)– количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Блюда из яиц: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.

3. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Бутерброды: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2011. – 224 с.

4. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Каши: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.

5. Плотникова Т.В. Завтрак, обед, ужин за 5 минут.– М.: Феникс, 2011.– 219с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Мы живём не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить.» Все живые организмы нуждаются в пище. Человек употребляет в пищу продукты, которые в пищеварительной системе проходят сложные изменения и превращения. В результате этих преобразований часть пищи постепенно превращается в вещества самого организма, то есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные продукты выводятся из организма.

Чтобы сохранить своё здоровье, человеку нужно правильно питаться.

Научиться правильно готовить полноценную здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.

Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.

Питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Человеку также необходимо получать минеральные соли, воду и витамины. Для правильной организации питания очень важно определить значение для человека питательных веществ.

Белки – незаменимая часть рациона питания человека, потому что каждая клетка организма состоит главным образом из белков. Белки бывают животного происхождения, большое количество которых содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах, и растительного происхождения источниками которых являются горох, соя, авокадо, грибы и другие продукты. Белки необходимы для роста и восстановления тканей, обеспечивают сопротивляемость организма к инфекциям, благодаря им сокращаются наши мышцы.

Жиры и углеводы – это источники энергии для организма. Организму человека необходимы продукты питания, содержащие жиры как животного происхождения – например, сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло. Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и других важнейших веществ, предохраняют кожу от высыхания, защищают организм от переохлаждения.

Углеводы составляют главную часть рациона питания человека. Они содержатся в хлебе, кондитерских изделиях, сахаре, мёде, фруктах, крупах, картофеле, макаронных изделиях.

Витамины повышают сопротивляемость организма к болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В зависимости от того, в какой среде витамины лучше усваиваются организмом, их делят на водорастворимые – витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые – такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Для здоровья человека вредны как недостаток витаминов, так и их переизбыток. Недостаток витаминов называется гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом. Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз». Витамины легко разрушаются в продуктах питания при неправильном режиме их обработки, долгом хранении. Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать условия хранения продуктов питания и правильно выбирать способ их приготовления.

Минеральные вещества регулируют обмен веществ в организме. Потребность в минеральных веществах, например, в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.

Вода составляет в среднем 65 % массы тела человека. Вода является средой для осуществления всех процессов, идущих в клетках организма. Потеря 20 % воды приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде жидкостей, а также в составе пищи.

Питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека называют рациональным. Оно состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания, умеренность в употреблении пищи и разнообразие.

Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же время! Тогда организм человека успевает подготовиться – вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые для переваривания и усвоения пищи.

Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические затраты организма: переедание также вредно для организма, как и недоедание.

Калорийностью или энергетической ценностью называется количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей. Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров – 9 килокалорий.

Для детей и взрослых установлены нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии, которые зависят от физической и умственной нагрузки. Если суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на ужин – 15 %.

Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 % углеводов.

Принципы здорового питания схематически изображаются в виде пирамиды питания. Продукты, помещённые в основании пирамиды, следует употреблять в пищу как можно чаще. Продукты, находящихся на вершине пирамиды, употреблять в ограниченных количествах или избегать их.

На какие две группы делят витамины в зависимости от

Для питания человек использует продукты животного происхождения – мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, и растительного происхождения – хлеб и крупы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи, а также воду и соль. Ещё мы добавляем в пищу вещества, выпускаемые химической промышленностью – соду, уксус, ароматизаторы, пищевые добавки. Одни продукты питания мы употребляем в пищу в сыром виде, другие требуют кулинарной обработки.

И конечно, очень важны условия приёма пищи. Они способствуют не только хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи, но и повышению настроения, а также развитию навыков общения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подчеркните продукты животного происхождения.

Сахар

Хлеб

Овощи

Яйца

Молоко, кефир

Мёд

Рыба

Фрукты

Орехи

Мясо

Сыр

Крупа

Ответ: яйца, молоко, кефир, мёд, рыба, мясо, сыр.

Пояснение: Пища животного происхождения – это пища, которую человек получает непосредственно от животных или в процессе её дальнейшей переработки.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть принципы рационального питания.

1. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на завтрак?

2. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на обед?

3. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на полдник?

4. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на ужин?

Ответ: 30, 45, 10, 15

На какие две группы делят витамины в зависимости от

Источник