Какие витамины растут на грядках
Наш эксперт – врач-диетолог Анжелика Дюваль.
Зелёный лук
Кому полезен
Тем, кто часто простужается. У лука имеются противомикробные свойства, а по количеству витамина С он превосходит апельсины!
Кому нельзя
Больным с язвой желудка и гастритом с повышенной кислотностью в стадии обострения.
Бонус
В луке много цинка, который не только улучшает состояние репродуктивной системы, волос и ногтей, но и препятствует обвисанию кожи при похудении.
Ревень
Кому полезен
Любителям вкусно поесть. Ревень улучшает пищеварение, поэтому салат с этим овощем – отличный гарнир к тяжёлой мясной пище.
Кому нельзя
Из-за обилия щавелевой кислоты ревень обладает теми же противопоказаниями, что и щавель. Стоит учесть, что чем старше побеги ревеня, тем больше щавелевой кислоты они накапливают. Так что лучше закончить ревенёвый сезон до начала июля.
Бонус
Ревень обладает послабляющим эффектом и является хорошим лекарством от запора. Если проблемы хронические, его лучше чередовать с другими средствами во избежание привыкания.
Редиска
Кому полезна
Сердечникам. Редиска содержит витамин РР (необходим для здоровья сердечно-сосудистой системы и нормального кровообращения) и горчичное масло. Последнее – богатый источник полезных жирных кислот омега-3, которые сохраняют здоровье сосудов и берегут от образования холестериновых бляшек. По количеству омега-3 горчичное масло превосходит оливковое в 10 раз!
Кому нельзя
Людям с болезнями желудка в острой форме и заболеваниями печени. Тем, кто полностью здоров, не стоит чрезмерно увлекаться пикантным овощем – шести средних редисок в день будет вполне достаточно.
Бонус
В редиске много калия, поэтому этот овощ замечательно снимает отёки, особенно в сочетании с огурцами. Такой салат – прекрасная закуска к спиртному, он поможет организму быстрее вывести вредные вещества, содержащиеся в алкоголе.
Щавель
Кому полезен
Ослабленным людям и тем, кто страдает от гиповитаминоза. Щавель – богатейший источник витаминов группы В и кальция.
Кому нельзя
Больным подагрой, людям со склонностью к образованию камней в почках, а также при острых заболеваниях желудка и кишечника. Чтобы снизить негативный эффект от щавеля, добавьте в салат заправку с яблочным уксусом или лимонным соком. Такой соус препятствует камнеобразованию и отложению солей.
Бонус
Щавель обладает противовоспалительным, обезболивающим и ранозаживляющим действием. Поэтому растёртый в руках свежий лист этого растения можно прикладывать к ссадинам и царапинам.
Листовой салат
Кому полезен
Беременным. В салатных листьях много фолиевой кислоты, магния, кальция и железа. Именно в этих веществах организм будущей мамы нуждается особенно сильно. Поэтому зелёный салат необходим в первом триместре и на этапе планирования беременности.
Кому нельзя
Больным подагрой и мочекаменной болезнью, а также при обострении гастрита, язвы желудка и колита.
Бонус
Фолиевая кислота ускоряет обмен веществ, поэтому, если хотите похудеть, полюбите салатные листья.
Готовим по правилам
Во всех первых овощах содержится много кислот, поэтому, если слишком сильно налегать на них, можно повредить здоровье желудочно-кишечного тракта. Снизить риск можно, если есть зелёные овощи в сочетании с огурцами, помидорами и растительным маслом.
Не подвергайте зелень термической обработке. Содержащиеся в ней минералы при нагревании переходят из органической формы в неорганическую, а это может привести к мочекаменной болезни.
Рецепты салатов
С ревенём
Надо: 250 г ревеня, пучок укропа, пучок зелёного лука, 1 помидор, растительное масло или сметана.
Приготовление: зелёный лук, ревень и укроп мелко нарежьте, тщательно перемешайте, заправьте маслом или сметаной и украсьте помидорами, нарезанными кружками.
С щавелем
Надо: половинка молодого кабачка, 1 пучок щавеля, 2 зубчика чеснока, 2 ст. ложки измельчённых грецких орехов, соль, перец, паприка, оливковое масло.
Приготовление: листья щавеля нарежьте и сложите в салатник. Кабачок нарежьте лентами с помощью овощечистки. Зелень мелко порубите. Для заправки соедините масло, паприку, соль и раздавленный чеснок.
С редиской
Надо: 250 г редиски, 2 пучка зелёного салата, 2 огурца, ½ банки консервированной кукурузы, укроп, растительное масло, соль.
Приготовление: нарежьте редис и огурцы тонкими кружочками, измельчите зелень. Перемешайте все ингредиенты, добавив кукурузу. Посолите, заправьте маслом.
Источник
Наталья Александрова
Конспект беседы «Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»
Конспект беседы
«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке…»
Цель: рассказать детям о пользе витаминов и их значение для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Ход беседы
Рассказ воспитателя о том, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами. Вы наверное думаете, почему эти взрослые заставляют вас есть то, что не вкусно. И почему это они любят суп, кашу, мясо? Если бы они, как все дети, любили конфеты, мороженое, пирожное, другие сладости, то все люди ели бы только вкусное.
Ребята! Назовите вашу любимую еду, что вы любите есть сами? (ответы детей) .
Обратить внимание детей на то,сколько различных продуктов содержится в названиях любимых блюдах: вкусный салат состоит из овощей и сметаны; шоколад – из какао, молока, масла и сахара; котлеты сделаны из мяса (курицы, рыбы) .
А что будет, если питаться одними сладостями? (ответы детей)
Организму человека нужны различные продукты.Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура. А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, безусловно вредны для здоровья.
Можно вспомнить случай из жизни: кто – то почувствовал себя плохо после того, как съел большой кусок торта с кремом…
Разумеется не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепкими, здоровыми и быстро расти.
(Детям показываются картинки с продуктами, в которых содержатся витамины)
— Знаете ли вы, что их ничем нельзя заменить. А главное, каждый витамин играет свою, особую роль в нашем организме. Без них не проживёшь. Можно прожить, не съев ни одного мороженого или пирожного, даже без конфет не пропадёшь. А вот без витаминов организму плохо, он будет чахнуть, чахнуть и зачахнет.
— Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например, витамин А очень важен для зрения.
— Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими.
— А ещё витамины А и Д оказывают воздействие на рост, развитие и окостенение скелета. На рост организма влияет и витамин В.
— По количеству нам требуется больше всего витамина С, причём ежедневно. Он в организме не может запасаться. Этот витамин увеличивает продолжительность жизни, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям. Если всё — таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправиться
Игра на внимание: «Аскорбинка: какие витамины нам необходимы для здоровья.»В каких продуктах они находятся.
Дети выбирают подходящие продукты к своему витамину указанному на карточки.
Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, лук, мясо, шоколадные конфеты т. д
А теперь, ребята,послушайте стихотворения про полезные продукты:
1. Помни истину простую – лучше видит только тот, кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
2. Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку. Чёрный хлеб полезен нам, и не только по утрам.
3. Рыбий жир всего полезней хоть противный – надо пить. Он спасает от болезней, без болезней – лучше жить.
4. От простуды и ангины помогают апельсины, ну а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
5.Ты попробуй решить не хитрую задачку: Что полезнее живать – репку или жвачку?
Загадывание загадок:
1. Красная девица, каменное сердце (вишня)
2. Был ребёнок – не знал пелёнок, стал старичок – сто пелёнок на нём. (капуста)
3. И зелен, и густ – на грядке вырос куст. Начали щипать – стали плакать и рыдать (зелёный лук)
4. Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит (подсолнух) .
Зрительная гимнастика (зрительный тренажёр) .
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть не знает. На верху созрела слива, а внизу растёт крапива; слева – свёкла, справа – клюква, снизу – свежая трава, сверху сочная ботва. Закружилась голова, кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами, выбрать ничего не смог и без слов на землю лёг (закрывают глаза) .
Воспитатель
— Вы знаете, что в зеленом луке очень много витаминов, и мы сами вырастили его в группе. Теперь и у нас в группе будут свои витамины, а за обедом мы их будем кушать. Посмотрите какой он вырос, нужно кушать лук что бы быть здоровыми и не болеть.
После воспитатель приглашает всех детей в круг:
«Мы с вами знаем что делать чтобы быть здоровыми и крепкими. А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим доброе пожелание. Дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания
Список из наиболее важных витаминов,которые обычно рекомендуются для потребления:
Витамин А — играет важную роль в улучшении зрения и поддержании здоровья кожи. Он содержится в яйцах, молоке, абрикосах, шпинате, сладком картофеле.
Витамины группы B дают энергию, которая нужна организму для осуществления важных процессов жизнедеятельности, а также активно участвует в создании красных кровяных клеток, которые доставляют кислород ко всем клеткам тела. Витамины группы В можно получить из пшеницы, овса, рыба, морепродукты, зелени, молока, йогурта, фасоли, гороха.
Витамин С способствует укреплению десен и мышц, а также помогает заживлению ран и преодолению инфекций. Основным его источником являются помидоры, капуста, брокколи, клубника, лимон, шиповник.
Витамин D — укрепляет кости и зубы, а также способствует усвоению кальция. Содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, и некоторых других молочных продуктах.
Витамин Е отвечает за функции легких, а также помогает в формировании красных кровяных клеток. Его можно найти в орехах, зелени, овсу, пшенице, молоко.
В заключении беседы :игра «Полезные и вредные продукты»(разложить по группам)
Источник
Проектная деятельность в первой младшей группе
«Витамины растут на грядке».
Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье — сберегающий.
Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.
Вид проекта: групповой. Участники дети младшей группы (2-3 года), родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Актуальность проекта: Данный проект предназначен для детей 1 младшей группы ДОУ и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья у малышей. Работа над проектом направлена на систематизировании и расширении знаний детей об овощах; ознакомление с «витаминами», значении их для здоровья человека; на закрепление знаний о правильном, качественном питании и бережном отношением к своему здоровью. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе. На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети во время обеда на край тарелки откладывают варёные овощи (лук и морковь).
Цель: Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности. Объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.
Задачи: Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. Познакомить детей с витаминами. Учить различать овощи по цвету, форме, величине. Закреплять приобретенные знания. Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка, загадки).
Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.
Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности(посадка лука); воспитывать культуру питания, понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.
Предполагаемый результат:
-Дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету, форме.
-Дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке.
-У детей сформированы представления о пользе витаминов.
-Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.
-Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи»
-Проявить желание у детей есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, варённые).
-Привлечь родителей в реализации проекта.
Познавательное развитие «Таблетки растут на грядке»
Игровая деятельность:
Д/игра «Лото-овощи»
Д/игра «Что можно приготовить из овощей?»
Создание альбома «Мой любимый овощ»
Формы работы с родителями:
Подбор художественной и познавательной литературы об овощах.
Ширма-раскладушка о пользе витаминов.
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Пробуем овощи на вкус ( в сыром или вареном виде)
Лепка
«Что растет на грядке?» (иллюстрации)
«Чудо-овощи» (муляжи)
Игровая деятельность:
Словесная игра « Какие овощи растут на грядках?»
Д/игра «Чудесный мешочек» (угадай овощи на ощупь)
Формы работы с детьми:
Рассматривание иллюстраций «Овощи»
Рассматривание муляжа «Овощи». Знакомство с понятием овощи. Обратить внимание на цвет, форму, размер.
Формы работы с родителями:
Составление рассказа об овощах( совместно с детьми) с фотографиями детей.
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Определение овощей по цвету, форме, величине.
Художественно-эстетическое развитие,рисование: «Овощи»
Раскрашивание картинок « Овощи»
Игровая деятельность:
Зеленый лук для лесных зверят.
Овощи для домашних животных.
Лепка: « Помидор» и « Морковка для зайчат»
Формы работы с детьми:
Учить лепить предметы продолговатой формы
Закрепить навыки в лепке предметов округлой формы
Формы работы с родителями:
Изготовление овощей из соленого теста
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Появление корней у лука (рассмотреть их)
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра
Развлечение
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра « Овощной магазин»
Формы работы с детьми:
Знакомство с сюжетно-ролевой игрой « Овощной магазин»
В гостях у Витаминкина»
Формы работы с родителями:
Экскурсия с детьми в овощной магазин, на дачный участок.
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Появление зеленых перьев. Используем зеленый лук в салатах, супах.
Развитие речи, сказка «Репка»
Загадывание загадок « Что растет на грядке?» ( А. Барто)
Игровая деятельность:
К бабушке и дедушке за репкой
В гости к бабушке-загадушке (загадки об овощах)
Формы работы с детьми:
Учить детей отгадывать загадки, высказывая свою версию отгадки
Слушание сказок, рассказов («Репка», «Пых», « Вершки-корешки»)
Формы работы с родителями:
Подбор детских книг по теме» Овощи»
Сказки: «Репка», «Вершки-корешки», «Пых».
Физическое развитие
Подвижные игры, игры малой подвижности, словесные игры.
Игровая деятельность:
П/игра « Кабачок»
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Хороводная игра «Есть у нас огород»
Формы работы с детьми:
Учить детей бегать врассыпную, соблюдая правила игры.
Продолжать учить выполнять действия, согласовывая их со словами.
Формы работы с родителями:
Подбор подвижных игр , игр малой подвижности.
Приложение к проекту
1.Сценарий развлечения «В гостях у доктора Витаминкина».
Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках.
Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я?
— Я доктор Витаминкин. И пришел я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках.
Достает из своей сумки овощи.
Витаминкин: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения.
— А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий.
Дети: Огурец
Витаминкин: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит.
А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев.
Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ?
Дети: помидор.
Витаминкин: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.
Витаминкин: А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом.
Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза).
Дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – лук!
Витаминкин: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?
Дети: на грядке.
Витаминкин: А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах?
Дети: витаминов.
Витаминкин: Правильно. В овощах много витаминов. А что из овощей можно приготовить?
Дети: супы, салаты … (ответы детей).
Витаминкин: А мы приготовим капусту, посолим ее и будем кушать!
Пальчиковая гимнастика «Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку ..)
Дидактическая игра «Разложи овощи в корзины».
Витаминкин: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!
Ой, ребятки, посмотрите все овощи перемешались. Давайте разложим их по цвету и форме.
В одну тарелку положим все овощи округлой формы (картофель, помидор, лук, чеснок).
А в другую тарелочку положим овощи зеленого цвета (капуста, огурец, кабачок, перец болгарский).
Витаминкин: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи -полезные продукты!
Растут они…(где?)
Дети: на грядках.
Витаминкин: И чего в них (овощах) много?
Дети: витаминов.
Витаминкин: правильно, витаминов! Деткам их обязательно надо кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть!
Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей витаминами. Прощается с детьми и уходит.
2. Хороводная игра «Есть у нас огород».
Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают:
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины
(В круг встает и танцует ребенок с маской лука)
Есть у нас огород,
Там морковка растет…(В круг выходит ребенок в маске моркови)
Там свеколка растет…(Ребенок в маске свеклы). Можно перечислять любые овощи (на усмотрения воспитателя)
В огород мы пойдем
Хоровод заведем.
Будем петь и плясать.
Урожай наш собирать.
Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.
3. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
В корзине у воспитателя лежат овощи.
Воспитатель: Хороший урожай мы собрали. А капуста, какая замечательная выросла.
А давайте вспомним, как все начиналось.
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
4. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Воспитатель показывает детям капусту и говорит:
Вот какая у нас капуста выросла. А чтобы зимой нам ею угощаться, мы ее сейчас засолим.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
Попробуем как вкусно!
Ведь это же капуста!
5. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет помидоры».
Воспитатель: Наши бабушки и мамы на зиму консервируют огурцы и помидоры. Мы с вами уже закрывали в банки красные помидоры. Но на моем огороде уродились разные помидоры: красные, желтые, есть еще и зеленые (они покраснеют). Они все перемешались в корзинке. Помогите ребята их разложить по ящикам.
6. Инсценировка сказки «Репка».
Воспитатель:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.
Всех с собой возьму я в сад
Будет радость для ребят!
Воспитатель спрашивает у детей: Какие овощи вы знаете? (Ответы детей)
Молодцы. А я знаю одну семью, где вырастили очень большой овощ. Хотите узнать какой? Тогда смотрите инсценировку сказки «Репка».
Вот решил однажды дедка
Посадить большую репку.
Входит дед и репка (дед сажает репку и уходит, репка сидит на корточках)
Ведущий: Выросла репка. Крупная да крепкая, Круглая да гладкая, Сочная да сладкая. Ай да, репка на гряде! Золотая, наливная. И большая — пребольшая,
Не найти такой нигде!
Дед: (выходит, пытается тянуть репку)
Ну и репка, вот так репка, Как в земле засела крепко! Бабушка, скорей беги,
Тянуть репку помоги!
Выходит бабка:
Иду, иду! Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!
Ведущий: Бабка за дедку, Дедка за репку, Тянут понемногу, Вытянуть не могут.
Дед: Нет, не можем мы сорвать. Надо внучку нам позвать.
Бабка: Внучка, внученька беги, Тянуть репку помоги!
Выходит внучка:
Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!
Ведущий: Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку, Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Бабка: Нет, не можем мы сорвать, Надо Жучку нам позвать.
Внучка: Жучка, Жучка, к нам беги, Тянуть репу помоги!
Выбегает Жучка: Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!
Ведущий: Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку,
Тянут понемногу, Вытянуть не могут.
Внучка: Нет, не можем мы сорвать, Надо кошку нам позвать.
Жучка: Кошка, кошка, к нам беги, Тянуть репку помоги!
Выходит Кошка: Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!
Ведущий: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку,Бабка за дедку,
Дедка за репку, Тянут понемногу, Вытянуть не могут.
Жучка: Нет, не можем мы сорвать, Надо мышку нам позвать.
Кошка: Эй, мышонок, выходи, Тянуть репку помоги!
Выбегает Мышка:
ПИ — пи — пи!
Ведущий: Мышка за кошку ,Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку, Постарались, как могли, Репку вытянули! Зеленеет огород, Веселится народ, В небе солнышко смеётся,
Нас плясать зовет!
(все герои сказки танцуют под р. н. мелодию)
Источник